Печать
По обоюдному желанию или нет, но процесс состоялся
Сегодня поговорим о некоторых политических событиях уходящей недели. И вот такая к этому разговору преамбула. У Плутарха, в его знаменитой книге «Застольные беседы», есть раздел: изречения спартанских женщин. Вот одно из них. Спартанку спросили: сближалась ли ты с мужчиной. « Нет,- отвечала она, - но мужчина сближался со мной». Скорее всего, звали эту женщину Политика. Или Партия. Или Коалиция. Но это уже не важно. А важен результат: по обоюдному желанию или нет, но процесс состоялся
 
Нечто похожее происходит и сейчас – применительно к процессам политического плана. Тон, как это чаще всего и бывает, задает столица страны. В последние дни в центральной прессе прошел вал публикаций, из которых следует: о возможном переходе целого ряда министров правительства в Госдуму по итогам предстоящих выборов.
 
Речь, чаще всего, идет в частности, министре здравоохранения и социального развития Татьяне Голиковой, главе Минобороны Анатолии Сердюкове и главе Минсельхоза Елене Скрынник, то есть о тех министрах, которые, по данным социологов, входят в скорбный список самых непопулярных у россиян руководителей. Якобы, они будут баллотироваться в качестве паровозов, но потом согласятся взять депутатские мандаты. Это как раз тот случай, когда процесс «сближения» имеет, так сказать, односторонний характер. Но ведь лиха беда начало – во вкус войти недолго и, главное, не очень сложно да, к тому же, совсем не затратное это дело.
 
Принципиально иной выглядит на этом фоне ситуация с таким тяжеловесом, как первый вице-премьере Виктор Зубков. Они написали, а он еще думает – под письмом, опубликованном  в этом материале,  стоят подписи известных жителей и Волгограда, и области, и ЮФО, что немаловажно для восприятия последующего процесса сближения. Сближения интересов. Уверен: те, кто строит свою версию возможного появления этой кандидатуры первым номером в региональном списке единороссов по указке сверху, наивно заблуждаются.
 
Виктор Зубков, при его солидном опыте, в том числе и совкомпартноменклатурного работника, никогда вот так, по личной инициативе, на «сближение» не пошел бы. И потому, как я полагаю, идея предложить упомянутое место именно Зубкову могла действительно появиться у региональных руководителей. Скажем, уже в самой Москве, чуть ли не на пороге кабинетов очень - очень высоких начальников, куда и губернатора Анатолия Бровко, и секретаря регионального отделения партии «Единая Россия» Владимира Ефимова, и руководителя приемной Владимира Путина, координатора РС ОНФ Виталия Лихачева, могли пригласить, в том числе, и для некоего разбора полетов.
 
И идея, результат ночной мозговой атаки «боевой тройки», тут же была принята – все остальное на фоне перспектив ее развития и конечных итогов реализации оказалось уже не столь важным. А дальше дело было за «малым»: сначала получить принципиальное согласие первого заместителя председателя правительства  - , а затем запустить механизм. «Заводным ключом» и стало, на мой взгляд, упомянутое  письмо 24-х.
 
Итак, повторю свой вариант алгоритма развития процесса «сближения».
 
Нет, не  после беседы с «вышестоящим руководством» в регионе возник «сценарий с Виктором Зубковым», как торжествуют некоторые коллеги, а до встречи с ним - с «пустыми руками», то есть без идей, к начальству, даже партийному, не ходят. Да, непростая ситуация на политическом поле Волгоградской области стимулирует поиск приемлемого решения. Затем следует обсуждение инициативы хозяйственных и политических руководителей Волгоградской области; далее - принятие решения на самом высоком уровне, ибо Виктор Зубков – это Виктор Зубков. Следующий шаг - разговор с ним самим, проявленная затем «инициатива масс», распространение информации о сделанном предложении, включая интервью губернатора Анатолия Бровко, обозначение даты  приезда Виктора Зубкова в Волгоград и, наконец, заявление самого первого вице - премьера.
 
По итогам заседания центрального совета Российского Аграрного движения (РАД) он сказал журналистам, что  даст ответ на просьбу жителей Волгоградской области возглавить список партии "Единой России" на выборах в Госдуму 20 июля 2011г. в рамках своей поездки в регион. Кстати, это будет последний день, когда можно «заявляться»  в так называемый партийный праймериз, что, впрочем, вовсе не обязательно для тех персон, кого,  без всякого предварительного голосования, может включать в список кандидатов лидер партии.  
 
Между тем, хотя Виктор Зубков  не конкретизировал, каким будет его решение, мало кто сомневается, что оно будет положительным. И если это так, Виктор Зубков попадает в Госдуму не затем, чтобы быть одним из 450 депутатов. Он, что можно утверждать с очень большой долей вероятности, станет председателем Госдумы, то есть вторым человеком в государстве.
 
И если это так, то многим очень любопытно будет наблюдать за тем, как итоги этого, весьма политтехнологичного «сближения», будут комментировать те, кто сегодня оценивает « процесс» то ли как беспомощность региональной власти, то ли как предстоящее  насилие над волей потенциальных избирателей. Но, господа - товарищи, когда спартанку спросили, сближалась ли она с мужчиной, она ответила: нет, но мужчина сближался со мной. Мораль: можно разводить руками, возмущаясь «сближением», а можно и самому в «процесс» вмешаться. В каком качестве? Ну, это уже от воспитания зависит и от понимания того, что для тебя принципиально: позиция или оппозиция?
 
Меня, предвижу, тут же поправят: оппозиция потому и оппозиция, что у нее есть своя позиция. Но это дома, на кухне, ты можешь становиться в оппозицию к домашним, которые,  вместо любимой тобой  яичницы с «московской» колбасой,  потчуют тебя из дня в день манной кашей – и это знать никому не интересно и вовсе даже не нужно. Но в политике значимость события зачастую определяется тем, сколько людей о нем узнало, сколько избирателей, сочувствующих оппозиции, знают о ее позиции. И здесь я позволю себе перейти к другой теме: состоявшемуся в минувший четверг отчету главы администрации Волгоградской области Анатолия Бровко пред депутатами Волгоградской области об итогах работы за 2010 год.
 
Прежде всего, отвечу на некоторые  вопросы,  которые мне не раз задавали в этой связи. Первый вопрос: стал ли сам факт этого, предусмотренного законом отчета, событием? Отвечаю: нет. Второй вопрос: должен ли был этот отчет стать событием для всех? Отвечаю: нет. Третий вопрос: мог ли этот отчет стать событием в общественной и политической жизни региона? Отвечаю: да, мог. Теперь небольшой комментарий к каждому ответу.
 
Первое. Отчет, хотя в рамках закона Анатолий Бровко и выступил с таковым в первый раз, не стал событием, поскольку, как событие, на мой взгляд, и не замышлялся. Все цифры, факты и посылы в подавляющем большинстве носили обоснованный характер, но они озвучивались раннее, и потому отсутствовал элемент новизны. Этого не могли не понимать те, кто помогал губернатору готовить отчет. Понимали, видимо, но «увели» Анатолия Бровко от аналитики, от полета мысли. А как хотелось, чтобы душой отчета была именно аналитика, чем, собственно, и силен губернатор,  а не статистика, которая доступна сегодня любому, мало-мальски владеющему компьютером, а тем более депутатам областной думы – тем, по крайней мере, кто к этим данным проявляет интерес.
 
Второе. У мероприятий такого рода отсутствует стандарт, не установлен для них и формат. Закон – федеральный - ничего этого не предусматривает, все отдано на откуп в регионы, где, как показывает  практика, в том числе и Волгоградской области, депутаты исходят из ситуации текущего момента. Потому здесь одни трактуют установленный поправками порядок отчета губернатора  как стремление большинства оградить его от «неудобных вопросов», а желание меньшинства, т. е. оппозиции, «загнать» этими вопросами высшее должностное лицо губернии, в угол. А еще лучше - отправить, как минимум, в нокдаун. У каждой из сторон – своя цель и свое видение того, как ее достичь. Что победа для одних, то поражение для других. Бывает, правда, и то, что называется «пирровой победой», но об этом как- нибудь в другой раз.
 
Третье. Отчет мог стать событием при нескольких условиях  - и косвенно я о них уже упомянул. А главное, среди других важных и возможных,  на мой взгляд, в том, если бы оппозиция изменила свою позицию и, при складывающемся раскладе, не стала в позу. Нарушен, как вы считаете, регламент, по которому губернатор должен отчитываться только перед депутатами? Заседание думы, вопреки вашей воле, но по решению большинства, перенесли в Большой зал администрации? Там, как вы считаете, под видом общественности, перед которой, наряду с  депутатами, предложили отчитаться губернатору, собрался, в основном, чиновничий люд, а никакая не общественность, кроме представителей народного фронта? Там не было депутатского кворума, что, по регламенту,  не позволяло продолжать заседание думы?
 
Допустим, все это так. Но отчет был? Был. Депутаты от оппозиционных партий на нем присутствовали? Нет. И вопросы, те самые, которыми хотели загнать в угол  своих оппонентов, включая губернатора, не задавали? Нет. А зал был полон? Да. Так кто же вам помешал придти и  принародно задать свои каверзные вопросы, озвучить позицию, обострить ситуацию, разъяснить свои пути решения проблем? Глядишь, и прибавилось бы в ряду ваших сторонников: чиновник - он ведь тоже избиратель.
 
Это называется тактической ошибкой в политической борьбе – отказ от легальных ее форм осуждал еще товарищ Ленин. Это - напоминание коммунистам. А справороссам, в качестве того же напоминания, процитирую слова их лидера Сергея Миронова: «За вами, господа единороссы – сила власти, за нами – сила правды». Выходит, депутаты от Справедливой России в Волгоградской областной думе обозначить и доказать силу правды  не захотели?
 
Свидетельствую: после отчета губернатора  депутаты - единороссы, а других в зале не было,  задавали разные вопросы, в том числе и те, которые в предварительный перечень не попали. И были эти вопросы обостренными, болевыми, доказательными. И о них говорят, как и об ответах губернатора тоже. Кстати, в этих ответах Анатолий Бровко и предстал тем, кем должен быть губернатор: полемичным, аналитичным, с запасом прочности. Кто же  вас так усиленно делает другим, Анатолий Григорьевич? Кто «Уши мажет ослом» – так, кажется, называется политический бестселлер, весьма красочно и профессионально описывающий сумму политтехнологий?
 
И еще, что, подводя  итог политической недели, считаю нужным сказать.  
 
В последние годы регионам, и  Волгоградская область здесь  не исключение, о чем я искренне сожалею, навязывают этакую политическую вторичность  по отношению к центру. И дело даже не столько в принципе: каждый сверчок знай свой шесток, сколько в другом, более опасном: разделяй и властвуй. Проблемы, конечно,  решать в центре можно, но вот решить – никогда: одна обязательно потянет другу.
 
Нет, речь не о самостийности, а о том, что регионы уже почти разучились решать проблемы сами, и такой расклад, похоже, усиленно культивируется -  в  регионах все делают с оглядкой: а что скажет княгиня Марья Алексеевна? Вот почему, как мне представляется,  в Волгоградской области, да и, насколько я могу судить по доступной мне информации, в некоторых других регионах ЮФО, пришло время  вырабатывать особый формат общения губернаторов с лидерами  парламентских фракций. На таких встречах могут подниматься вопросы, которые, так сказать, либо не публичны, либо весьма специфичны для публичного формата – пример тому подает президент страны Дмитрий Медведев. И когда он говорит о децентрализации власти, то, как я это понимаю, имеет в виду не только бюджет, финансы, полномочия, но и  преодоление  инерции, и расширение политической конкуренции, в том числе и на политическом региональном поле.
 

Ах, да: депутаты городской думы в очередной раз не собрали кворум для избрания главы города - он же председатель думы. А заодно проигнорировали принятие важнейших постановлений, связанных с социальным развитием города. Все это напоминает детскую дразнилку: назло кондуктору возьму билет и пойду пешком. Далеко уйдете?  



Читать Кривое-Зеркало.ру в