В России ожидается вторая волна топливного кризиса
Вопреки заверению чиновников, Россия вновь оказалась на пороге бензинового кризиса. При этом снижение цен на топливо, за которое ратует Федеральная антимонопольная служба (ФАС), не поможет ликвидировать дефицит бензина. ...
Вопреки заверению чиновников, Россия вновь оказалась на пороге бензинового кризиса. При этом снижение цен на топливо, за которое ратует Федеральная антимонопольная служба (ФАС), не поможет ликвидировать дефицит бензина.
Жесткое требование Федеральной антимонопольной службы снизить цены привело к тому, что нефтяные компании, имеющие собственные автозаправки, фактически отказались продавать дешевое топливо независимым трейдерам. А такие известные корпорации, как "Роснефть", "Газпром нефть" и "ЛУКОЙЛ" вообще ушли с торговых площадок, поскольку им необходимо снабжать топливом собственные сбытовые сети. Держащиеся до последнего на бирже "ТНК-ВР" и "Татнефть" перешли на адресные сделки.
Хуже всего пришлось независимым продавцам – купить топливо им негде. По сути, свернувшаяся конкуренция только провоцирует кризис. Иначе говоря, без повышения цен на топливо бизнес в этой сфере становится нерентабельным, а при их повышении – неконкурентоспособным по сравнению с крупными игроками.
При этом на общем фоне летнего снижения потребительских цен в стране стоимость бензина показательно стремится вверх. С начала года ее рост по стране составил почти 9 %. Впрочем, приведенная статистика не способна показать драматизм ситуации в регионах, где стоимость автомобильного топлива в последние месяцы растет не постепенно, а скачкообразно.По данным РИА "Новости", со ссылкой на собственные источники, недопоставки высокооктанового бензина на рынок России составляют 100-150 тыс. тонн в месяц.
По мнению аналитиков, главной причиной кризиса стала неготовность нефтеперерабатывающей индустрии страны к переходу на более экологически чистые стандарты бензина Евро-3. Об этом недвусмысленно свидетельствуют данные Министерства топлива и энергетики – около 17 % выпускаемого в России горючего не соответствует третьему классу. Причем, скорее всего, эти цифры занижены.
Примечательно, что у российских чиновников не оказалось плана по выходу из кризиса, кроме предложения о снижении цен. Отечественные управленцы, форсируя переход на новые стандарты, даже не позаботились о путях для временного отступления, не говоря уже о более серьезных вещах, например, об изменении подходов в области регулирования рынка энергосбыта, привлечении инвестиций и т.п. А ведь необходимо учитывать и другие не менее важные факторы – транспортную ситуацию в регионах, спекулятивные закупки и даже банальное воровство энергоресурсов, которое процветает в стране.
За границами серьезного обсуждения в правительстве остался такой важный показатель, как модернизация имеющихся мощностей – без него говорить о бесперебойных поставках топлива и стабилизации цен просто невозможно. Скажем, из последнего доклада главы компании "Роснефть" Эдуарда Худайнатова президенту Дмитрию Медведеву следует, что госкорпорация рассчитывает только к 2014 году завершить модернизацию семи нефтеперерабатывающих заводов. Это позволит через некоторое время увеличить выпуск моторного топлива и перейти на более высокие стандарты.
Неудивительно, что менеджмент "Роснефти" решился на открытую конфронтацию с Федеральной антимонопольной службой, отказавшись выполнять требование по снижению цен на топливо. Так, Худайнатов в недавнем письме заявил: если давление ФАС на розничные цены не прекратится, РФ ждет вторая волна бензинового кризиса.
Очевидно, что ФАС и правительство потеряли контроль над ситуацией в отрасли. И хотя глава Минэнерго Сергей Шматко не устает заверять о том, что очередного топливного кризиса удастся избежать, словам чиновника уже никто не верит.
Особенно удручает позиция Федеральной антимонопольной службы, которая, по меткому выражению директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, высказанному в эфире радио "Вести ФМ", напоминает "бумажного тигра или льва из сказки, который боялся собственного рыка". Такое ощущение у эксперта сложилось потому, что руководитель ФАС Игорь Артемьев обещал вполне адекватные меры по наведению порядка на топливном рынке – "разделение вертикально интегрированных нефтяных компаний и создание независимой нефтепереработки", но так их и не выполнил.
Бизнес, в свою очередь, ждет от государства снижения административного регулирования, которое выливается в требование держаться в определенном ценовом коридоре. Однако, по мнению президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, отпустить цены не позволяет предвыборная ситуация: "В итоге мы видим вот такие судорожные движения и решения, во многом тактические, сиюминутные и локальные. А общей стратегии нет. С одной стороны, есть четкий и понятный дефицит, с другой – нельзя допустить роста цен перед выборами".
На общем негативном фоне действительно верным является недавнее решение правительства о резервировании топлива. Однако, по мнению ряда экспертов, его надо было принимать в прошлом году, когда цена на нефть была в полтора раза ниже, чем сейчас. Кстати, в ЕС обязательный резерв нефтепродуктов накоплен достаточно давно и составляет около трех месяцев от среднего потребления.
Впрочем, если даже резервный фонд будет создан, проблема дефицита топлива сама по себе не исчезнет. Ведь в стране не отрегулирован механизм доставки топлива конечному потребителю, особенно в дальние регионы.
При этом российским предпринимателям нужно быть готовыми к тому, что в 2012-2013 годах цены на бензин и дизтопливо могут сравняться с европейскими. Тогда перед участниками рынка встанет вопрос о том, где изыскивать резервы снижения затрат на горюче-смазочные материалы.
При этом, россиян вряд ли интересует исход борьбы ФАС и госкорпораций. В стране растет народное недовольство – в августе и сентябре ожидаются массовые выступления автомобилистов. И с этим фактором правительству придется считаться.
Георгий Зыбин (НП)