Инфляция на колесах
Цены в России будут расти, несмотря на хороший урожай
Рост цен на продукты в России в первом полугодии в два раза превысил удорожание продовольствия в Европе и составил 4,9 % против 2,4 % европейских. Рост потребительских цен и услуг в стране с начала года достиг 5 %, а в странах Евросоюза этот показатель равен 1,8 %. Притом только в июне цены на потребительские товары и услуги в России выросли на 0,2 %, а в странах Евросоюза снизились на 0,1 %, говорится в сообщении Росстата. Самое интересное здесь даже не то, что цены у нас растут – это дело обычное, а то, что они растут вдвое быстрее, чем в европейских странах, откуда к нам поступает значительная доля продовольствия.
Однако эксперт Экономической экспертной группы Мария Катаранова считает, что сравнивать Россию с развитыми странами не корректно, поскольку у нас совершенно другие механизмы инфляции и ситуация на продовольственных рынках. "Индекс потребительских цен в России имеет совершенно иную структуру, чем в европейских странах. Самую большую долю в нем составляют продовольственные товары, а в Европе – потребительские товары и услуги. Именно это и придает российской инфляции повышенную динамику роста, особенно в те периоды, когда возникает напряженность на рынках продовольствия, как это было в прошлом году из-за плохого урожая. На это накладывается дефицит предложения по отдельным товарам и очень низкая конкуренция на рынке, плюс, повышенный рост тарифов госмонополий, добавляющий издержек отечественным производителям. Поэтому даже когда ситуация на мировых рынках стабилизируется, а цены снижаются, то в России ничего подобного не происходит", – констатирует эксперт.
Понятно, в прошлом году у нас был неурожай, что привело к подорожанию продовольствия и в первую очередь зерновых. В этом году урожай ожидается хороший, и даже эмбарго на экспорт зерна уже снято правительством. Однако, по прогнозу Минэкономразвития, ожидается дальнейшее подорожание хлеба, поскольку зерно прибавит в цене из-за снятия эмбарго. "Еще ни разу не наблюдалось, чтобы хлеб в России дешевел. Поэтому даже если цены на пшеницу упадут по причине хорошего урожая, хлеб все равно немного подорожает, и снятие эмбарго здесь ни при чем", – полагает Мария Катаранова.
Между тем, в июне продовольствие в России подешевело за счет сезонных факторов на 0,5%. Было зафиксировано заметное снижение потребительских цен на овощи – на 4,5 %. На 1,7 % понизились цены на молочные изделия, сыры и яйца, фрукты за месяц стали дешевле на 0,9 %. Однако рыба и морепродукты выросли на 0,8 %, мясо и мясопродукты – на 0,4 %, а хлебобулочные изделия и крупы – на 0,3 %. А что будет дальше?
"В июле-августе складывается очень благоприятная картина, что связано с хорошим урожаем, – сообщила Катаранова. – Все это может привести к нулевому росту показателя продуктовых цен и даже к незначительному его снижению. Правда, к концу года может произойти традиционное удорожание товаров и услуг, связанное с интенсивной накачкой экономики деньгами со стороны правительства. Но в целом инфляция уложится в запланированные 7,5 %".
Впрочем, не все эксперты разделяют такую оптимистическую точку зрения. Ожидать снижения цен из-за хорошего урожая в этом году вовсе не стоит, считает финдиректор фонда "Народная инициатива" Владимир Васин. По его мнению, цены не упадут, прежде всего, потому, что все агрохолдинги очень активно пользуются привлечением кредитных ресурсов. Поэтому высокий урожай вовсе не влечет за собой снижения цен. Скорее, эти компании за счет высокого урожая смогут частично решить проблемы, которые возникли у них в прошлом году, когда была засуха и урожай погиб.
Но есть и другая причина, почему цены в России будут продолжать расти, не смотря на летний "тайм-аут". В страну снова возвращается дефицит бензина – его нехватку уже ощущают на Урале и Дальнем Востоке, а во многих регионах топливо дорожает. Причина в том, что независимые автозаправки, не связанные напрямую с нефтяными компаниями, вынуждены покупать горючее за рубежом. При этом, как заявил на пресс-конференции президент Российского топливного союза Евгения Аркуша, в последних числах июля ситуация с поставками топлива резко ухудшилась.
Производство топлива в России растет примерно на 1 % в год, а его поставки на внутренний рынок падают. По прогнозу информационно-аналитического центра "КОРТЕС", в этом году на российский рынок поступит бензина на 3 % меньше – около 14,8 млн тонн против 15,3 млн тонн в прошлом году. И если добавить к этому повышение спроса до 8 %, то условный дефицит топлива получается в размере 6-8 %, подсчитали аналитики.
Ответ на это частично кроется в том, что цена нефти на мировом рынке с начала года растет, а стоимость ее перекачки по трубопроводам даже снижается, и многим российским компаниям, естественно, выгоднее гнать нефть за рубеж, чем перерабатывать ее на топливо для внутреннего рынка, где рост цен придерживается "ручным управлением" правительства. Кроме того, как пояснил директор по стратегическому развитию центра "КОРТЕС" Павел Строков, дефицит вызван еще двумя факторами: введением техрегламента, по которому с 1 января 2011 года запрещен оборот бензина "Евро-2", и возможной отменой в сентябре экспортных бензиновых пошлин. Поэтому сейчас некоторые компании стали придерживать бензин, чтобы осенью продать его за рубежом с большей выгодой.
В результате цены на автомобильный бензин в январе-июне выросли на 10,6 %, в июне по сравнению с маем – на 1,7 %, сообщает Росстат. А в годовом исчислении цены на бензин в России повысились на все 15,1 %, в первом полугодии – на 11,6 %. Многие территории России столкнулись с большой проблемой из-за роста цен на ГСМ. В некоторых регионах цены резко подскочили, в других возник дефицит топлива, сопровождающийся ажиотажным спросом. В связи с этим правительству в мае даже пришлось пойти на повышение экспортных пошлин на бензин с 60 % до 90 % от ставки пошлины на нефть, чтобы перенаправить топливные реки внутрь страны. Но это мало помогло.
"Причина в структурных проблемах отрасли, которые периодически проявляются, – считает Мария Катаранова. – Когда практически отсутствует конкуренция, когда отрасль управляется исключительно в "ручном режиме" правительства, мы имеем то, что имеем. При этом на фоне всех разговоров о трансформировании отрасли, никаких ключевых решений не принимается. А все попытки управлять вручную лишь приводят к дефициту бензина на рынке".
Как заявил Павел Строков, рост розничных цен на высокооктановый бензин в этом году может превзойти уровень 2010 года. А Евгений Аркуша добавил, что розничная стоимость топлива в России повысится на уровень инфляции, то есть на 7-9 %. Кроме того, введенная с нынешнего года индексация акцизов на бензин прибавит к его стоимости 2 рубля за литр. А так как стоимость топлива составляет значительную часть в издержках товаров и продуктов, особенно тех, которые доставляются в отдаленные регионы страны, где нет железнодорожного транспорта, то ждать снижения общего показателя роста цен в России в нынешнем году бесполезно