Сити- менеджер взамен градоначальника
Всё больше депутатов из городов и весей России пользуются законным правом отмены прямых выборов мэра и доверяют руководство муниципалитетами наёмным сити-менеджерам. Насколько эффективной оказалась эта западная управленческая модель в отечественных реалиях?
Впервые должность сити-менеджера учредили в 1908 году в местечке Стаунтон в США. Так стали называть главу муниципальной администрации, работающего по контракту с городским советом. С тех пор подобный метод управления широко распространился в странах Америки и Западной Европы. Сегодня на сити-менеджеров возлагают ответственность за решение хозяйственных и прочих жизненно важных для поселения задач. Но разработка долгосрочной стратегии развития, представительские функции, связь с вышестоящими инстанциями остаются за мэрами.
В 2003 году Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволил внедрять советно-менеджерскую систему и у нас. Она не является обязательной. В соответствии с подписанной нашей страной Европейской хартией местного самоуправления, настаивающей на сохранении выборности местных руководителей, каждый город, сельский округ или район через своих законодателей вправе решить, по какой схеме распределять ключевые посты в администрации.
К 2006 году сити-менеджеров пригласили к себе 4000 муниципальных образований, в 2009-м уже 9000. По итогам прошлого года больше трети населённых пунктов страны приняли новый порядок. Теперь деятельность наёмных руководителей контролируют местные советы депутатов, председатели которых одновременно являются мэрами.
Целесообразность отказа от всенародного избрания градоначальников в пользу зарубежного опыта вызывает споры по сей день. Нередко звучат мнения о том, что заимствованная за рубежом система не вполне демократична и позволяет региональным властям оказывать давление на органы местного самоуправления.
В свою очередь, сторонники советно-менеджерской модели напоминают, что мэры, избираемые населением напрямую, слишком часто вместо уборки улиц занимаются политикой и популизмом для того, чтобы ещё раз получить голоса жителей и остаться на новый срок в уютном кресле. Тогда как глава администрации, назначаемый по контракту, становится настоящей исполнительной властью: нет нужды отвлекаться на политические интриги, а потому у него больше возможностей для организации эффективного, сбалансированного управления.
Однако, судя по многочисленным скандалам, разгорающимся вокруг сити-менеджеров, сохранить аполитичную позицию и сугубо деловые отношения с представителями остальных ветвей власти им удаётся с трудом.
Например, на днях заявление об отставке с 26 сентября написал сити-менеджер Нововоронежа Сергей Мозговой. Ещё летом правоохранительные органы по прось¬бе губернатора Воронежской области Алексея Гордеева провели проверку его деятельности. В результате в конце июня региональное управление Следственного комитета России сообщило о возбуждении уголовного дела в отношении Сергея Мозгового. Он подозревается в превышении должностных полномочий. Поводом по¬служила закупка труб для теплотрасс, проведённая минувшей осенью без торгов и оценки рыночной стоимости материалов.
В июле Алексей Гордеев откровенно заявил: «К сожалению, мы ошиблись при выборе сити-менеджера для второго по значимости города региона. Могу сказать прямо – мэр Нововоронежа должен уйти в отставку». Но Сергей Мозговой до последнего оттягивал увольнение, поясняя в интервью, что губернатора настраивают против него областные парламентарии.
На этой неделе лидер КПРФ Геннадий Зюганов попросил генпрокурора Юрия Чайку возбудить уголовное дело по факту фальсификации результатов выборов мэра Бийска в 2010 году. Ранее Верховный суд РФ признал факт фальсификации итогов выборов главы города. Их настоящим победителем должен был стать представитель компартии. Между тем местная дума уже успела перевести город на новую систему избрания мэра, назначить на этот пост своего кандидата, а 2 сентября, невзирая на судебный вердикт, утвердить ещё и сити-менеджера, с которым собираются заключить двухлетний контракт. Новому руководителю и жителям Бийска можно лишь посочувствовать: едва ли подобная неопределённость во власти пойдёт им на пользу.
Нынешней осенью первый в истории города сити-менеджер может появиться и в Волгограде. Который месяц мэрией управляет временно исполняющий обязанности из-за того, что депутаты никак не могут договориться о порядке и сроках избрания градоначальника.
А вот среди законотворцев в приморском Арсеньеве царит почти полное единодушие. В начале сентября пятнадцатью голосами «за», при двух воздержавшихся и одном «против», они приняли поправки в устав города, вводящие в нём институт сити-менеджмента. При этом слуги народа проигнорировали результаты прошедших в августе общественных слушаний, на которых люди высказались за сохранение выборности мэра.
«Можно констатировать, что ряд депутатов дрогнул, – прокомментировал ситуацию бывший глава Арсеньева, лидер фракции КПРФ в краевом парламенте Владимир Беспалов. – Некоторых народных избранников вызывали в администрацию края, применив к ним жёсткий административный ресурс, чтобы добиться необходимого результата и иметь возможность повлиять на назначение сити-менеджера.
Впрочем, даже там, где переход на новую модель администрирования уже состоялся без особых возражений со стороны населения, не всё проходит гладко.
«В 2008 году бессменный глава Селенгинского района Бурятии Нима Бадмаев проиграл выборы в Народный хурал, больше не стал рисковать и изменил под себя местное законодательство, отменив выборы на свою должность и перейдя на систему назначения из числа депутатов, – свидетельствует республиканская пресса. – Но когда он недавно ушёл в мир иной, власть столкнулась с проблемой, которая сегодня так и не решена. Выяснилось, что ни один из депутатов райсовета не имеет сопоставимого с прежним главой опыта. Руководителем района избрали депутата Татьяну Половинко, но это привело к фактическому «уполовиниванию» района, когда, например, сити-менеджер Вячеслав Цыбикжапов проводит планёрки почти в одно и то же время, что и Половинко, и чиновники не знают, куда бежать – к сити-менеджеру или главе района.
Хотя наёмные управленцы муниципалитетами появились в России не вчера, подробного анализа эффективности их деятельности, например со стороны Минрегиона России, обнаружить не удаётся. Ана взгляд обывателя, приход сити-менеджеров на смену мэрам в нашей жизни ничего не изменил. Список нерешённых проблем не уменьшается. Более того, порой приглашённые администраторы, не влияющие на стратегическое развитие территорий и сознающие, что контракт с ними могут расторгнуть в любой момент, ведут себя как вороватые временщики -быстро хапнут то, что плохо лежало, – и поминай, как звали. По данным минувшего года, только в Уральском федеральном округе около 30 сити-менеджеров досрочно сложили полномочия по этой причине: теперь кто в тюрьме, кто в бегах…
Очевидно, не случайно в кулуарах власти всё чаще муссируется вопрос о полном возврате к выборности мэров. Начать предлагается с городов-миллионников, -так завершает свою статью журналист Марина Багринцева на страницах «Парламентской газеты».