Бюджетные страсти
В минувшую среду на заседании правительства был одобрен проект федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013–2014 годов, внесенный Министерством финансов. В тот же день Госдума приняла в первом чтении проект закона "Об исполнении федерального бюджета за 2010 год".
Основной финансовый документ страны сразу же вызвал самые разные, порой взаимоисключающие отзывы. Эксперты обращают внимание на то, что впервые за последние годы бюджет рассчитан на основе более или менее рыночной цены нефти (до сих пор в бюджетных расчетах она сознательно занижалась). Это означает, что в нем не предусмотрена так называемая "подушка безопасности".
Выступая во время рассмотрения закона об исполнении бюджета-2010, депутат от фракции "Справедливая Россия" Оксана Дмитриева обратила внимание на то, что реально заработанные (та самая "подушка безопасности") пошли не на заявленные правительством цели, даже не на сокращение госдолга, а, в основном, в Резервный фонд. В итоге в нем оказалось на 740 миллиардов больше, чем планировалось ранее.
Получается, что Россия одновременно занимала деньги вне страны и сохраняла Резервный фонд. При этом средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния размещены, как следует из отчета Счетной палаты, под 1,23-1,4 % в зависимости от валюты. Более того, средства на внутреннем рынке занимались под 7,5-7,8 % годовых, а на международном – 3-5 %. "Таким образом, только по остаткам наши потери – 50 миллиардов рублей, – сообщила Дмитриева. – А по курсовой разнице за роскошь хранить деньги в Фонде национального благосостояния и Резервном фонде потери составят 130 миллиардов рублей. Вот куда ушли дополнительные доходы. Еще около 400 миллиардов рублей постоянно держали на депозитах в банках".
Впрочем, мнение главы Минфина Алексея Кудрина, а оно в таких вопросах является решающим, хорошо известно. На пленарном заседании Госдумы он заявил, что без "подушки безопасности" властям в ближайшем будущем придется выбирать из двух зол – либо повысить планку выхода россиян на пенсию, либо компенсировать недостающие средства за счет повышения налогов.
"Если мы отказываемся от повышения пенсионного возраста, значит, мы должны будем повышать налоги. Но сам этот выбор я еще не сделал. Решение будет приниматься взвешенно – на основе анализа и приоритетов социально-экономической политики", – заявил Кудрин.
Стоит напомнить, что чуть ранее в интервью агентству Reuters Кудрин признавался, что обновленное после выборов правительство России вынуждено будет вернуться к экономическим реформам и повысить налоги, если не откажется от части предвыборных обязательств. Причем, бюджетную политику страны в предвыборный период он назвал "более рискованной". В числе "рискованных" предвыборных решений глава Минфина назвал повышение пенсии за счет увеличения страховых взносов и снижение этих взносов для части бизнеса на два года, а также перевооружение армии за 20 триллионов рублей.
Однако Оксана Дмитриева довольно резко высказалась по поводу сбора налогов, заявив что Министерство финансов при планировании изменений в налоговой системе всегда думает, как увеличить налоговый пресс на бедных и средних и "как бы наковырять налоговые дырки для богатых".
Что касается одобренного правительством трехлетнего бюджета, то он имеет явный уклон в сторону силовых структур. Документ предполагает реформу денежного довольствия военнослужащих и работников правоохранительных органов, индексацию зарплат военным и другим силовикам, а также перевод полиции полностью на федеральное обеспечение. На повышение зарплат силовиков за три года будет потрачено около 1,7 триллиона рублей.
Зато социальные расходы, о которых так много и громко говорится, для федерального бюджета окажутся более легкими. С передачей системы ПТУ на региональный уровень и завершением модернизации региональных систем общего образования произойдет уменьшение трат на образование. Уменьшатся в 2013 и 2014 годах расходы и на здравоохранение: денежные выплаты медикам будут осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования. Кроме того, из-за снижения социальных взносов уменьшается фонд оплаты труда бюджетников. Правда, в последнем случае государству придется компенсировать выпадающие доходы Пенсионного фонда. Только в 2012 году это обойдется в 270 миллиардов рублей.
При этом, по расчетам правительства, доходы бюджета должны составить: в 2012 году – 11,8 триллионов рублей (расходы – 12,7 триллионов); в 2013 году – 12,7 триллионов (расходы – 13,7 ); в 2014 году – 14,1 триллиона (расходы – 14,4). Основа доходной части бюджета – продажа углеводородов и увеличение собираемости налогов. Дыру в бюджете планируется закрыть за счет государственных заимствований и средств, которые поступят от приватизации госактивов.
Между тем, фоном для обсуждения бюджета является новый виток кризиса, уже обрушившийся на нашу страну. В то же время замминистра экономического развития Андрей Клепач открыто заявил, что принятый правительством проект бюджета на 2012-2014 годы может стоить российской экономике почти 1 % роста. В принятом проекте, считает он, недостаточны инвестиционные расходы, из-за этого рост может замедлиться на 0,7-0,9 %.
При этом на обсуждении проекта трехлетнего бюджета в правительстве речь уже зашла о возможном секвестре. Правда, замминистра финансов Татьяна Нестеренко поспешила опровергнуть его реальность: "Говорить о секвестре можно, когда все ресурсы исчерпаны, то есть мы не можем заимствовать, мы не можем ничего продавать и у нас нет средств в Резервном фонде".
Тем не менее, трехлетний бюджет вызывает очень много вопросов. Мы уже слышали рассуждения о том, что Россия станет "тихой гаванью" в море мирового финансового кризиса. Что из этого получилось, увы, хорошо известно.