Однопартийный бюджет
В конце прошлой недели Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов. Его поддержала только фракция "Единая Россия", которая составляет в нижней палате большинство. Остальные фракции голосовали против.
Депутат от "Справедливой России" Оксана Дмитриева сформулировала претензии оппозиции к этому документу следующим образом: "У нас было много бюджетов за это время. Был бюджет упущенных возможностей, был бюджет стагнации. Этот бюджет можно охарактеризовать как бюджет финансирования дорогостоящих ошибок. Самая дорогостоящая ошибка – это привычная политика занижения доходов и складирования средств в Резервном фонде. В этом бюджете она будет стоить около 1,5 трлн. рублей. Вторая дорогостоящая ошибка – это провальная пенсионная реформа с накопительным элементом и с регрессивной шкалой социальных взносов, которая сохраняется. Она будет стоить еще 2 трлн. рублей. Третья ошибка – это дорогостоящие амбициозные проекты в виде форума АТЭС, Олимпиады и другие. Это еще около 150-160 млрд. рублей".
Кроме того, по словам Дмитриевой, в бюджете очень широко представлено финансирование различных акционерных обществ, которые можно охарактеризовать как "рога и копыта", например, так называемые открытые экономические зоны.
Экспертов считают, что еще одно слабое звено бюджета – показатель инфляции, который прогнозируется в следующем году на уровне 5-6%. По мнению руководителя группы прогнозов Центра развития ГУ-ВШЭ Максима Петроневича, инфляция в следующем году наверняка не уложится в запланированные правительством 6%, и будет на уровне 7-8%. При этом, даже если цены на нефть останутся на нынешнем комфортном уровне в 100 долларов за баррель, рубль ожидает "мягкая девальвация" в пределах 3-5% – до 33 рублей с небольшим за доллар.
Доходы бюджета в 2012 году ожидаются на уровне 11,8 трлн. рублей, расходы достигнут 12,7 трлн. рублей. Дефицит федерального бюджета прогнозируется на уровне 876,6 млрд. или 1,5% ВВП, его финансирование будет осуществляться преимущественно за счет госзаимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.
"Прогноз бюджета не точен, как всегда, – утверждает Оксана Дмитриева. – На следующий год доходы бюджета могут быть на 1,3 трлн. рублей больше. Правительство считает, что ошибаться в доходах очень хорошо, это правильная политика. Мы считаем, что это абсолютно неправильная политика, которая приводит, во-первых, к нерешенности социальных проблем, а также к дестимулированию экономического роста и к формированию долговой петли. Поскольку, когда вы занимаете деньги под 7-8%, а собственные деньги вкладываете под 1% в американские бумаги, это как раз и есть затягивание долговой петли. И почему это способствует устойчивости, нам пока никто членораздельно не объяснил".
Новый бюджет решает задачу "эффективной децентрализации полномочий публично-правовых образований", продолжает критику Дмитриева. В переводе на понятный язык это означает следующее: забрать у регионов доходы, дать им дополнительные расходные полномочия, забрать у них финансовую помощь и оставить их без ресурсов для решения социальных проблем и проблем ЖКХ. По ее словам, в результате такой политики федерального правительства, "разбалансированность" бюджетов субъектов составляет порядка 160 млрд. рублей.
Видимо, недаром буквально накануне принятия бюджета и.о. главы Минфина Антон Силуанов настоятельно посоветовал руководителям регионов направлять до 80% своих нынешних доходов в "копилку" на черный день.
Как заявил Силуанов, представляя проект бюджета в Госдуме, социальные статьи расходов бюджета даже выросли. В документе заложены средства на полное обеспечение жильем военнослужащих в ближайшие два года и дополнительные деньги на жилье для ветеранов. Существенно вырастут также расходы на оборону – реформирование армии и повышение денежного довольствия военнослужащих, и на национальную безопасность.
Однако адресное решение социальных проблем, прописанное в документе, приведет к тотальному недофинансированию отдельных социальных отраслей и ЖКХ. Сокращаются расходы на фундаментальную науку, на лесное хозяйство и замораживаются практически все успешные направления ранее принятых национальных проектов образования и здравоохранения.
И уж совсем непонятно, что будет с пенсионной системой. Ведь сейчас, по словам завлабораторией бюджетного федерализма ИЭП им. Гайдара Владимира Назарова, она держится лишь на том, что есть возможность вливать в бюджет Пенсионного фонда сверхдоходы от продажи ресурсов.
Между тем, как отмечается в пояснительной записке к альтернативному проекту бюджета, подготовленному "эсерами", "к настоящему времени накопилось достаточное количество ошибочных и дорогостоящих реформ и проектов, от которых не отказываются и продолжают их финансирование. В результате ошибочные решения съедают львиную долю федеральных средств, а экономию, "оптимизацию", бюджетных расходов осуществляют за счет сокращения базовых функций социального государства в области здравоохранения, образования, инфраструктуры".