"Нового облика" не получилось
На прошлой неделе произошло почти синхронное (с разницей в один день) общение высших должностных лиц Министерства обороны с общественностью и журналистами. Сначала начальник Генерального штаба генерал армии Николай Макаров выступил в Общественной палате. Случай исключительный – прежде Минобороны отправляло для ведения подобных диалогов чиновников третьего-четвёртого эшелонов (высшие докладывали разве что в Госдуме и Совфеде), от которых мало что зависело в деле реформирования войск.
Вслед за этим глава военного ведомства Анатолий Сердюков довольно долго и подробно отвечал на вопросы прессы. А уже на этой неделе министр продолжил начатые темы на заседании коллегии Минобороны.
Примечательно, что руководители оборонного ведомства ни словом не обмолвились об успешном завершении крупномасштабных преобразований в армии, начатых в 2008 году. Ведь с 1 января 2012-го отечественная армия должна была приобрести тот самый "новый облик", о котором говорилось все эти три с лишним года реформ. Видимо, сказать на этот счёт Сердюкову и Макарову было нечего. Содержание же их упомянутых деловых спичей сводится к следующим моментам.
Наиболее содержательно высказался Макаров. По его словам, российской армии надо готовиться к вооружённому конфликту в случае планируемого вывода войск антиталибской коалиции из Афганистана, что вообще может привести к широкомасштабной войне. Кроме того, резко увеличилась опасность локальных вооруженных конфликтов по периметру России, которые при определенных обстоятельствах могут перерасти в большую войну с применением ядерного оружия. Случись такое, и России придётся в одиночку противостоять потенциальному противнику, поскольку почти все страны некогда существовавшего Варшавского договора и бывшие союзные прибалтийские республики стали членами НАТО.
В этом контексте начальник Генштаба ничего не сказал об ОДКБ. И в самом деле, организация эта столь аморфна и слаба в военном отношении, что за почти два десятилетия своего существования так толком и не определилась, как же ей действовать в случае нападения на кого-либо из ее членов. Армии этого "союза семерых" (помимо России, в блок входят Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан) столь слабы (за исключением белорусской), что не смогут оказать сколько-нибудь действенной помощи РФ.
Произойди же обрисованный Макаровым вооружённый конфликт сейчас, особенно с участием сил Североатлантического альянса, последствия его будут для России непредсказуемы. Ведь пока приведение войск к "новому облику" свелось лишь к массовому их сокращению, исходу из армии большого числа профессионалов. Новых же вооружений в армии, которыми она могла бы дать "решительный отпор" неприятелю, что называется, кот наплакал. Начальник Генштаба сам в этом признался.
Он, в частности, поведал, что поставки перспективного вооружения и военной техники в рамках госпрограммы вооружения, рассчитанной до 2020 года, начнутся лишь с 2015 года. В 2012-м же Минобороны рассчитывает получить от промышленности лишь варианты новой бронетехники – танк, бронетранспортёр и боевую машину пехоты. Одновременно идут закупки современных образцов техники для ВВС, таких как вертолеты Ка-52 и Ми-28Н. Самолеты МиГ-29 и Су-27 Макаров назвал "самолетами прошлого": "Мы закупаем только самолеты поколения четыре плюс и близких к пятому поколению". Не сказал только, что закупается всё это в единичных экземплярах.
При этом он посетовал на то, что ряд образцов вооружений отечественного производства уступает по своим характеристикам зарубежным аналогам, что ставит российскую армию в заранее проигрышное положение. Например, разрекламированный танк Т-90 хуже израильского "Меркава", поскольку для него не предусмотрена противоминная защита. "Берем нашу артиллерию, – продолжал генерал армии. – Везде у иностранных армий есть высокоточные боеприпасы, и дальность поражения у них выше. Срок работы зарубежных космических спутников военного назначения сегодня составляет 15 лет, а российских – 3–5 лет. Плюс к тому, мы должны в пять раз больше спутников выпускать".
По словам военного руководства, Минобороны и ОПК теперь будут заключать контракты по гособоронзаказу не в конце года их реализации (как было в текущем из ряда вон скандальном году), а накануне. Если верить Сердюкову, то уже до конца 2011-го Минобороны намерено заключить с предприятиями промышленности основные договоры на 2012 год. Однако это заявление министра выглядит не слишком реалистично, поскольку только-только заключены контракты, которые должны были быть выполнены в нынешнем году. То есть их исполнение перенесено на следующий год. Впрочем, Сердюков и сам сомневается. "Если не будет каких-то серьезных сдвижек", – на всякий случай оговорился он.
Управление в армии "нового типа", если судить по заявлениям начальника Генштаба, тоже пока оставляет желать лучшего: лишь "в 2015 году мы создадим новую систему управления, близкую к искусственному интеллекту, не только Вооруженными силами, но и всеми силовыми ведомствами". Новую не создали, а старую поспешили разрушить, поскольку "её техническое состояние не выдерживает критики".
Пожалуй, впервые начальник Генштаба заявил, что Россия в перспективе должна "перейти на полностью профессиональную армию". К середине текущего десятилетия в войска будет набрано 425 тыс. добровольцев, которые заменят военнослужащих по призыву, а потом этот процесс активно продолжится. Военное ведомство могло бы полностью перейти на контрактную армию уже хоть завтра, но, по подсчетам, для подготовки профессионального бойца необходимо время. Чтобы "додуматься" до этого, МО потребовалось десять лет, ведь ещё вчера таких "профи" рекрутировали преимущественно из необученных толком 20-летних солдат-срочников.
В ОП, где выступил Макаров и где ещё вчера сдержанно относились к гонке преобразований в армии, теперь резко изменили свое мнение. "То, что реформы были начаты – уже мужественный поступок, – заявил член ОП и по совместительству зампредседателя Общественного совета при МО Александр Каньшин, – но ещё большего уважения заслуживают успехи, достигнутые на этом пути". Функционера, возглавляющего к тому же Национальную ассоциацию офицеров запаса Вооруженных сил (МЕГАПИР), похоже, весьма впечатлило лишь то, что "впервые в Общественную палату пришли сразу четыре ключевых заместителя министра обороны". Какие "успехи" он вдруг усмотрел после своей недавней критики, остаётся лишь догадываться.
Впрочем, так думают не все. Член ОП, председатель Совета Фонда инвестиционных программ Максим Викторов нашёл доклад военачальника поверхностным. Он полагает, что реформы привели к потере армейского духа, "который являлся объединяющим началом, прежде всего, для офицерского состава". "Сегодня российская армия представляет собой не касту профессионалов, для которых воинская честь и способность решать стратегические задачи были сутью их жизни, а, к сожалению, общность весьма ущемленных людей с социальными проблемами", – подчеркнул Викторов.
По большому счёту, добавил также он, "обществу неизвестно, зачем ему нужна армия, недопонимание этого вопроса создает пропасть между обществом и Вооруженными силами.