Чьи интересы защищает новый пенсионный закон?
На прошлой неделе Госдумовское большинство сразу во втором и третьем чтениях одобрила федеральный закон "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений". Стоит отметить, что столь скоропалительно принятый закон является одним из ключевых для отечественного пенсионного рынка.
Еще одна характерная деталь: законопроект был разработан Минэкономразвития еще в 2009 году, но первое чтение прошел только летом этого года. Причина такой задержки понятна: Минэкономразвития включило в свой проект существенные нововведения, далеко не всегда отвечавшие желаниям чиновников Минздравсоцразвития. Позиция первого ведомства была, может быть, и благородна, но не слишком четко обозначена. Позиция второго – предельно ясна и цинична. Если МЭР хотело хоть насколько-то приблизить нашу пенсионную систему к мировым стандартам, то Минздравсоцразвития выступало за тотальный контроль своих чиновников над всеми доступными потоками пенсионных денег, которые в карманы пенсионеров должны попадать в последнюю очередь.
Так, широкая дискуссия развернулась в правительстве и профессиональном сообществе вокруг фиксации в законе возможности для пенсионеров выбирать срок, в течение которого они хотят получать пенсию, – пожизненно или срочно.
Что такое пожизненное получение пенсии, у нас знают все. Со срочным сложнее. Проект Минэкономразвития предусматривал возможность выбора конкретным гражданином срока (не менее десяти лет), в течение которого он хочет получать пенсию. Если речь шла о десяти годах, это означало, что его "срок дожития" составляет 120 месяцев, положенные ему пенсионные накопления делятся на это время (а не на 216 месяцев, как будет со следующего года), и пенсия его таким образом окажется больше. Если же пенсионер живет и после десяти лет, то государство ему уже никаких накопленных денег не должно.
Однако Минздравсоцразвития такой инициативе воспротивилось. Идея этого ведомства была принципиально другой: граждане будут получать пенсию пожизненно, причем ее размер будет определяться по единой формуле как для Пенсионного фонда России (ПФР), так и для НПФ. Определяться просто: объем сформированных накоплений также будет делиться на так называемый возраст дожития. В 2012 году он составит 216 месяцев (сейчас – на 12 месяцев меньше), а в дальнейшем будет определяться отдельным законом на основании статистики о продолжительности жизни в России (уже известно, что в 2013 году он вырастет еще на 12 месяцев).
Какую цель преследует ведомство Татьяны Голиковой, понятно любому, кто готов сделать самые несложные подсчеты. Мужчины сегодня в среднем доживают до пенсионного возраста, то есть возраст дожития в 17 лет – чистая фикция (18 и 19 лет – тем более). Но пенсии-то рассчитываются, исходя из того, что средний мужчина живет до 77 лет. Каждый месяц пенсионер будет получать меньшую пенсию, поскольку его накопления разделены на большее время.
А оставшиеся после его смерти деньги будут выплачены согласно закону: основная масса накоплений переходит к правопреемникам "первой очереди" (это переживший супруг, дети и родители). Причем по накоплениям, сформированным за счет материнского капитала, круг правопреемников будет уже – только супруг и дети.
Возникает резонный вопрос: а каково будет отношение этой "основной массы" ко всем оставшимся накоплениям? И куда уйдут остальные средства? Разумеется, как у нас бывает достаточно часто, ответы на такие вопросы содержатся в подзаконных актах, выпускаемых затем профильным ведомством. Что в них будет в итоге записано?
Срочная выплата дает пенсионеру возможность дожив до 70 лет получить все свои деньги (речь идет о накопительной части пенсии) и дальше думать самому, что делать. Но никаких денег он в этом случае никому не оставляет.
Разумеется, чиновники, отвечающие за наши пенсии, не могли допустить такого развития событий. И их поддержали депутаты Госдумы от партии власти. В итоге право на срочные выплаты (сроком не менее десяти лет) получат лишь те граждане, которые участвовали в программе софинансирования или перечисляли в состав накоплений средства материнского капитала. В программе софинансирования участвует чуть более 6 миллионов человек, а материнский капитал в состав накоплений, по честному признанию работников ПФР, перечислило пока "незначительное количество граждан". Напомним, что право на пенсионные накопления у нас имеют 72,69 миллиона человек.
Не трудно догадаться, о суммах с каким количеством нолей должна идти речь.
О том, как насмерть стояли чиновники за свои интересы, говорит еще одна деталь: в первоначальном варианте законопроекта предполагалось, что ожидаемый период выплаты НПФ будут определять самостоятельно. Представители независимых пенсионных фондов к этому были готовы, но в окончательном тексте этой нормы уже не было. А ведь, по мнению экспертов, при другом расчете накоплений пенсия наших мужчин могла бы быть выше на 18 %.
"Если бы НПФ сами определяли период выплат, люди стали бы перебегать из фонда в фонд, где ожидаемый период выплаты на данный момент меньше. В результате этого перетока возник бы хаос", – объяснил позицию Минздрава по этому вопросу заместитель министра Юрий Воронин.
Но он явно лукавит: бежать наши граждане стали бы из одного единственного места – ПФР, который, безусловно, обязан использовать министерскую методику подсчета срока дожития. И поплыли бы пенсионные накопления в негосударственные фонды, подальше от чиновничьих лап. Именно поэтому в закон была введена норма о едином для всех определении срока дожития. Причем, методика, согласно которой этот срок устанавливается уже сейчас, вызывает большие сомнения. Например, глава Национальной ассоциации пенсионных фондов Константин Угрюмов уверен, что порядок расчета срока выплаты пенсий устанавливается "с потолка", на основании представлений Минздравсоцразвития.
Еще одной формой выплат должна стать единовременная выплата сформированных пенсионных накоплений. Но и здесь есть существенная оговорка: право забрать свои накопления единовременно получат только граждане, расчетная накопительная часть пенсии которых составит менее 5 % от общей суммы трудовой пенсии по стажу. Если же вы, не дай Бог, сумели накопить большую сумму, не взыщите: получайте свою пенсию пожизненно, исходя из срока дожития, наиболее выгодного Минздравсоцразвития. Речь, разумеется, идет о пенсионерах старше 1967 года рождения, которые формировали свои накопления с 2002 по 2005 год, после чего были исключены из накопительного компонента, и объем их накоплений оказался незначительным.
Еще один знаменательный штрих: авторы поправок в новый закон решили исключить из действующего законодательства положение о проведении ежегодного аудита ПФР. В Минздравсоцразвития пояснили, что ранее были приняты поправки в закон "Об аудиторской деятельности", освобождающие страховые фонды (ПФР, ФСС, ФМС) от аудита.
Независимые эксперты объясняют это горячим желанием работников фонда и связанных с ними чиновников уйти от ответственности. По их мнению, если ввести систему независимой проверки для ПФР, то вскроются факты, из которых станет понятно, почему дефицит в государственной пенсионной системе растет так стремительно.
Однако депутатов, составляющих думское большинство, такие вопросы не заинтересовали. Очередной сомнительный закон прошел так, как нужно было конкретному ведомству. Увы, но жить по этому закону предстоит нам с вами.