Если долго мучиться, что- нибудь получится…
Сегодня, как планируют власти Волгограда, состоится торжественное открытие второй очереди городского метротрама. Таким образом, частично будет закрыта тема знаменитого долгостроя, олицетворяющего соединение двух веков. Строительство наземной части линии скоростного трамвая было начато в 1970-м году. В 1976 году метростроевцы Харькова приступили к строительству подземной части линии. Специально для обслуживания скоростного трамвая в 1971 году было построено депо №5.
Помнится, в частности, как три года назад, в мае, в городе проходила конференция по вопросам развития общественного транспорта. Это мероприятие было организовано под эгидой Международного союза общественного транспорта и приурочено к празднованию 95-летнего юбилея трамвайного движения в области. Председательствовал на ней тогдашний первый вице- губернатор Владимир Кабанов, ныне - депутат областной думы.
Он тогда справедливоотмечал, что в Волгоградской области назрела необходимость разработки комплексной программы развития транспортной инфраструктуры, предполагающей создание единой системы движения общественного транспорта. Ее реализация потребует создания новой диспетчерской службы, разработки маршрутов, позволяющих волгоградцам свободно перемещаться по городу и пригородным территориям на всех видах общественного транспорта. Необходимо также разгрузить центральные магистрали областного центра, улучшить экологию.
Тогда же подчеркивалось, что в Волгограде на внутригородских перевозках работают 600 трамваев и троллейбусов, около 200 автобусов, более 4 тыс. маршрутных такси. Ежегодно в городе количество личных машин увеличивается в среднем на 10-12 тыс. единиц. В этой связи все чаще отмечается перегруженность автотрасс, и, как следствие, возникает проблема безопасности дорожного движения.
Участники Международной конференции с большим интересом ознакомились с опытом Волгограда, где на протяжении многих лет работает подземный трамвай, который благодаря усилиям областных властей был отнесен к категории метро. Это дало возможность привлечь федеральные средства для завершения строительства его второй очереди. В 2008 году на эти цели по 100 млн. рублей выделяются из областного и городского бюджетов и 200 млн. руб. ожидается из федерального. Ввод второй очереди подземного трамвая в эксплуатацию позволит заметно разгрузить городские маршруты наземного автотранспорта.
Еще раз всем напомнили о том, что линия волгоградского скоростного трамвая – единственная в России, имеющая подземные станции. Ее протяженность составляет 13,5 км, 3,5 км , из них в центральной части города проходят под землей. На маршруте – 18 станций, в том числе три – подземные. Первая очередь скоростного трамвая обеспечивает беспересадочные перевозки пассажиров между четырьмя районами города. Ежедневно скоростным трамваем пользуется более 50 тысяч пассажиров, на линию выходит до 36 единиц трамвайных поездов. Движение начинается около шести утра и заканчивается около полуночи. Интервал движения в часы пик – 2 - 3 мин. Подземная часть линии оснащена уникальной системой безопасности, исключающей возможность столкновения подвижного состава.
Так же было подчеркнуто: в настоящее время ведутся работы по завершению строительства второй очереди подземной части линии скоростного трамвая протяженностью 3,8 км (она включает в себя три подземные станции «Профсоюзная», «ТЮЗ», «Ельшанка» и три перегона). Готовность объекта составляет 90 %. В 2010 году предстоит выполнить окончательную отделку станций, электротехнические, сантехнические, пуско-наладочные и другие работы. В подземной части второй очереди скоростного трамвая – два параллельных тоннеля, поэтому здесь может использоваться принципиально новый подвижной состав – с двусторонним расположением дверей и кабиной водителя с обеих сторон поезда.
И вот на календаре май того самого 2010 года. Строительство социально значимого объекта инспектируют первый заместитель главы администрации области Геннадий Чуриков, заместитель главы региона - председатель комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Александр Дорждеев, председатель областного комитета экономики Роман Беков. И вновь отмечается: строительство второй очереди линии скоростного трамвая началось 25 лет назад. А затем - с 1992 года - последовал более чем десятилетний перерыв.
Журналистам на специальном брифинге было заявлено: в настоящее время готовность трех подземных станций – «Профсоюзная», «ТЮЗ» и «Ельшанка» - составляет от 95 до 98 процентов. Здесь практически полностью выполнены все общестроительные работы. Сейчас ведется монтаж оборудования и инженерных коммуникаций (электрических сетей, вентиляции, установка сантехники). Эти работы планируется завершить до конца 2010 года. И тогда в следующем году, по словам строителей, останется сделать чистовую отделку и подготовить станции к сдаче в эксплуатацию. Для завершения строительства необходимо порядка 500 млн. рублей.
«Поскольку эта стройка имеет важное значение для развития областного центра, комиссия намерена выйти с предложением предусмотреть в бюджетах города и области на 2011 год необходимые средства, чтобы завершить объект», - сказал председатель областного комитета экономики Роман Беков. - При стабильном финансировании это позволит ввести вторую очередь метротрама к концу 2011 года, - подчеркнул он.
Почти ровно через год в рамках рабочего визита в Волгоград с тем, как ведется строительство 2-й очереди скоростного трамвая ознакомился председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин. В подземном путешествии егосопровождали глава администрации Волгоградской области Анатолий Бровко, аудитор Счетной палаты РФ Сергей Агапцов, временно исполняющий полномочия главы Волгограда Сергей Соколов.
Сергей Степашин и Анатолий Бровко обсудили перспективы строительства третьей очереди метротрама. В ближайшее время региональной властью будет направлена в Министерство финансов РФ для рассмотрения соответствующая заявка. «Считаю, что это именно тот объект, куда вкладывать бюджетные средства действительно эффективно», - подчеркнул Сергей Степашин. Тогда же едва ли не впервые была названа такая цифра: общая стоимость строительства второй очереди составляет 6 млрд. 50 млн. рублей.
В начале третьей декады октября стало известно о том, что поставка электроэнергии на контактную сеть второй очереди метротрама началась в постоянном режиме, что теперь обкатка трамваев в обоих направлениях будет осуществляться регулярно в ночное время, и что днем на станциях и в тоннеле будут проводиться заключительные пуско-наладочные работы. Что касается благоустройства станций, «Профсоюзная» и «ТЮЗ» готовы на 100 процентов, на станции «Ельшанка» работы завершаются - и все мероприятия осуществляются в строгом соответствии с утвержденными графиками. Сообщалась и такая новость: изначально на линию выйдут девять новых трехсоставных трамваев, закупленных администрацией Волгограда. Кроме того, сразу после запуска второй очереди планируется продолжить приобретение подвижного состава по лизинговым схемам. На эти цели регион дополнительно выделяет порядка 200 миллионов рублей.
И вот 9 октября 2011 года последовало официальное заявление властей Волгограда: все строительные и монтажные работы на объекте завершены, производятся пуско-наладочные работы на оборудовании и системах безопасности движения, благоустройство станций. В ночное время в тоннеле производится обкатка трамваев. На станции «Ельшанка» на финишную прямую вышло благоустройство прилегающей территории: подъездные пути, тротуары, зеленые зоны полностью готовы, смонтирован надземный пешеходный переход. В ближайшее время на нем будет установлено защитное покрытие из поликарбоната, также около станции появятся скамейки и урны.
Тогда же исполняющий полномочия глав города Сергей Соколов подчеркнул, что до конца ноября на станциях и в тоннеле должны быть полностью завершены все работы. Первоначально на линию выйдут 9 составов, закупленных администрацией Волгограда, но в течение 2012 года мэрия планирует пополнить парк трамваев для второй очереди еще 16 вагонами. Первый транш на закупку подвижного состава по лизинговым схемам в размере 200 миллионов рублей будет выделен из регионального бюджета уже в этом году.Планируется, что пассажиров новая линия начнет принимать 1 декабря.
И вот сегодня - 1 декабря. И сегодня планируется открыть в Волгограде три новые станции, которые будут называться «Профсоюзная», «ТЮЗ» и «Ельшанка». На скоростном трамвае, маршрут следования которого будет разделен на две ветки, восемь новых трамваев, которые будут курсировать с десятиминутным интервалом. В администрации города сообщают, что уже через шесть месяцев планируется провести закупку еще нескольких трамваем, после чего время ожидания не будет превышать несколько минут. На федеральном уровне в настоящее время ведутся переговоры о финансировании строительства третьей очереди подземки, конечной остановкой которой станет Волгоградский государственный университет.
Так что порадуемся, земляки. Давайте прокатимся по линии, строительство которой велось 25 лет. Конечно, если долго мучиться, что-нибудь получится. Однако хочется верить, что на строительство третьей очереди уйдет хотя бы на десяток лет меньше. Скорее всего, об этом будет сказано и в торжественных речах на церемонии открытия второй очереди. Эти речи вполне впишутся в предвыборную риторику - через два дня голосовать пойдем. Как говорили в те времена, когда начиналось строительство второй очереди волгоградского метротрама, «отдадим свои голоса нерушимому блоку партии и народа».
Отдадим?