Куда бегут инвестиции
В 2011 году в 64 регионах из 83 инвестиции выросли к аналогичному периоду 2010 года, в среднем по стране рост составил 5%. Это хорошая новость.
Плохая новость: инвестиционный спад не преодолен, объем инвестиций все еще на 12% меньше по сравнению с тремя кварталами докризисного 2008 года, и только 38 регионов РФ превысили докризисные показатели. Зона инвестиционного спада охватывает почти все регионы Приволжского и Уральского федеральных округов, половину регионов Сибири и Северо-Запада.
Самые худшие показатели имеют Ненецкий АО, где завершилось освоение новых нефтяных месторождений, и Калининградская область, в них кризисный спад продолжился и в 2011 году. Не могут выбраться из инвестиционной ямы регионы, с 1990-х годов сохраняющие черты депрессивности (Псковская, Кировская, Костромская, Курганская области, Забайкальский край). Не преодолели спад и более развитые регионы (Ростовская, Волгоградская, Оренбургская, Омская, Иркутская области, Пермский край и др.).
Больше всего инвестиций получает Центральный федеральный округ (20% в 2011 году), причем половина приходится на столичную агломерацию (Москва – 7%, Московская область – 3%). Сильный спад в Москве объясняется в первую очередь сжатием инвестиций из бюджета города: в 2008 году их доля составляла 43%, в 2011 году – только 24% всех инвестиций.
Второй по масштабам инвестиций – Уральский федеральный округ (17%), в основном за счет двух нефтегазодобывающих автономных округов Тюменской области (суммарно 11%). При этом в «нефтяном» Ханты-Мансийском АО инвестиции выросли на 13% за 2008–2011 годы, а в «газовом» Ямало-Ненецком АО резко сократились (-20%). Агломерации федеральных городов и нефтегазодобывающие регионы – крупнейшие получатели инвестиций в стране, поэтому непреодоленный инвестиционный спад в них привел к снижению доли Центрального и Уральского федеральных округов в общем объеме инвестиций, а также отрицательно повлиял на общероссийскую динамику.
Объемы инвестиций в Северо-Западном, Южном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах сопоставимы (по 10–12%), однако Дальний Восток за три года увеличил свою долю более чем на треть, и, прежде всего за счет роста инвестиций в Приморский край.
В ЮФО «инвестиционную погоду» делает Краснодарский край, его доля достигла 2/3 всех инвестиций в федеральном округе. На Северо-Западе инвестиционные потери Санкт-Петербурга были частично компенсированы ростом инвестиций в Ленинградскую область. Таким образом, если в Центре и на Северо-Западе экономический кризис дал старт территориальной деконцентрации инвестиций, то на Юге и на Дальнем Востоке идет процесс концентрации.
Доля Северо-Кавказского федерального округа минимальна – 2,5% от всех инвестиций в стране. За вычетом Ставропольского края на республики приходится только 1,7%. Республики СКФО слабо привлекают частных инвесторов, почти не инвестируют из своих бюджетов, основным источником остается федеральный бюджет.
Какова роль государства в инвестициях? В 2011 году доля инвестиций из бюджетов всех уровней сократилась до 16% от общего объема инвестиций в стране (в 2008–2009 годах – 20–22%). Доля инвестиций из федерального бюджета составляет половину – 8% (в 2009–2010 годах – 10%). Казалось бы, это немного, но федеральные инвестиции крайне неравномерно распределены по регионам страны.
Два региона – Краснодарский и Приморский края – суммарно получили четверть всех инвестиций из федерального бюджета в 2011 году. Именно за счет федеральных инвестиций в подготовку Олимпиады в Сочи и саммита АТЭС во Владивостоке оба края демонстрируют высокие темпы роста. Еще 10% получила Москва, что помогло ей частично компенсировать сильный спад инвестиций из собственного бюджета. Но ведь столицу трудно назвать бедным субъектом РФ…
Республики Северного Кавказа суммарно также получили 10% инвестиций из федерального бюджета, в основном это Дагестан (3,6%) и Чечня (2,7%). Доля республик Северного Кавказа в российском населении составляет 4,7%, а их доля в инвестициях из федерального бюджета примерно в 2 раза выше. Для сравнения, доля Приморского и Краснодарского краев в населении страны – 1,4 и 3,6% соответственно, а в инвестициях из федерального бюджета эта доля выше в 9 и 4 раза.
С иностранными инвесторами гораздо хуже. По данным Росстата, за период кризиса прямые иностранные инвестиции (ПИИ) сократились в два раза (2010-й к 2008 году). В 2011 году отставание от докризисного уровня сократилось до 39% (январь-сентябрь 2011 года к тому же периоду 2008 года). Самые сильные потери в кризис понесли агломерации федеральных городов. Наибольший рост инвестиций за три года получили регионы новых проектов иностранных компаний в обрабатывающей промышленности (Калужская и Нижегородская области), а также в добыче нефти и газа, среди них в 2011 году впервые оказался ЯНАО.
Москва стала значительно менее привлекательной для иностранных инвесторов, ее доля сократилась с 32–35 до 20%. Однако география ПИИ изменилась не очень существенно: на две агломерации федеральных городов в 2011 году приходилось 36%, на регионы добычи нефти и газа – около 30%. Доля нестоличных регионов обрабатывающей промышленности выросла до 15% (если добавить в эту группу Калининградскую, Воронежскую и еще ряд областей), но основной интерес для инвесторов представляют только две области. Остальные ПИИ, как и раньше, тончайшим слоем «размазаны» по стране, а в восьми республиках их нет вообще.
Анализ географии и динамики инвестиций в 2011 году вновь подтвердил уже набившую оскомину истину: нужно менять инвестиционный климат, без этого устойчивого развития не будет.