В России победит национализм?
Газета Super Express (Польша) опубликовала интервью с писателем Виктором Ерофеевым. Этот разговор вызвал неоднозначную реакцию в самых разных кругах - от политических до литературных - что, впрочем, неудивительно. Ведь хорошо известно, что популярный литератор никогда не игнорировал события так называемой «текущей жизни». То, что происходит сейчас, он называет « взрывом мыслей и идей, которые вызревали уже долгое время». Впрочем, с этой и другими экспертными оценками писателя вы можете ознакомиться сами.
- В самом начале вашей книги «Энциклопедия русской души» вы пишете: «У нас в России от сквозняка может начаться все, вплоть до гражданской войны». Учитывая недавние российские демонстрации, это может оказаться мрачным пророчеством. Может быть, уместнее говорить о ветре перемен, а не о сквозняке?
- В России одно связано с другим: это одновременно и ветер перемен - дуновение свободы, и тот самый сквозняк с неизвестным финалом. После этих явно сфальсифицированных выборов, прямого обмана властей, люди показали, что период принятия всего, что спустит верхушка, в России заканчивается. Мне бы очень хотелось, чтобы ветер перемен, о котором мы говорим, в конце концов разогнал тучи, которые многие годы висят над Россией. И чтобы на небе наконец появилось хотя бы бледное солнце свободы.
- Но кто должен это сделать? Эти тысячи недовольных людей, которые выходят на улицы Москвы, Петербурга и других крупных российских городов?
- Да, их действительно до сих пор не так много в сравнении с числом жителей России. Но нужно обратить внимание, что их лозунги, их эмоции разделяет значительно большая часть населения. Все это связано с ощущением (я специально использую здесь слово из брежневской эпохи) застоя. Здесь мало кто ощущает, чтобы государство переживало свой расцвет, чтобы оно развивалось, двигалось в каком-то новом направлении. Скорее, считается, что оно заперто в своего рода холодильнике: заморожено все, что его терзает. Не растет уровень жизни. Как люди жили бедно, так они и живут сейчас, за немногими исключениями. Вы знаете, что в Москве 77 миллиардеров?
- Нет, я не знал. А сколько миллионеров?
- Несколько сотен. А остальная часть общества живет практически одним днем, чувствует, что ничего не меняется. Отсюда этот страх - и это самое адекватное слово - страх, что последние 12 лет были вовсе не цивилизационным скачком, а продолжающимся состоянием стагнации, что мир нас обогнал. И в этом причина этого, впрочем, неожиданного общественного взрыва.
- Вы принимаете участие в демонстрациях?
- Я был на второй, на проспекте Сахарова. И я сразу почувствовал близость к этим людям, к этой 100-тысячной толпе, которая пришла в холодный день породемонстрировать, что им тоже есть что сказать. Было здорово смотреть на этих людей, в их веселые, полные радости глаза. Радости от понимания: Я не один, есть другие, кто чувствует то же, что я. И что важно, которые знают, что их оружие – юмор, ирония и сплоченность, а не калашников. (Смеется)
- Вам удалось тогда выступить?
- Я был в списке ораторов последним, к сожалению, когда я должен был выступать, на сцену вырвалась группа фашистов и началась суматоха. Было уже темно, люди начали постепенно расходиться, и в итоге обраться к народу мне не удалось. (Смееется)
- Но это одновременно показывает, что в протестах принимает участие неоднородная группа людей: с одной стороны радостные «иронизаторы», а с другой – фашисты, а также зюгановские коммунисты или представители партии Жириновского.
- Да, это так, но это была лишь небольшая часть из собравшихся там. Для меня важнее то, что началась некая революция, которую я называю «болотной». От места первой манифестации – Болотной площади, и потому, что это слово выражает протест против застоя. Ведь что такое стагнация, как не блуждание в болоте? Все это напоминает мне период «Солидарности» в Польше: я именно так представлял себе ту энергию, которая подталкивала поляков в их стремлении к переменам. Пользуясь случаем, я бы хотел передать полякам мои соболезнования в связи с кончиной Виславы Шимборской (Wis?awa Szymborska).
- Вы читали ее стихи?
- Да, и на польском, и на русском. Это был образец того, как должна выглядеть поэзия. Не стоит забывать, что избрав свой поэтический путь Шимборска шла вразрез с польской традицией неравнодушной литературы, наполненной историей и политикой. Она плюнула ей в лицо, потому что предпочитала писать о человеке, а не о народе, обществе. Этим она снискала мое уважение. Известие о ее смерти меня очень опечалило.
- Опять ваша нелюбовь к идее народа?
- Я ничего не могу с этим поделать! (Смеется) Я критикую не саму идею нации, а гегемонию этой идеи.
- Вернемся все же к нашей теме. Кто принимает в России участие в этом стремлении к свободе? Многие эксперты говорят, что это в первую очередь революция среднего класса.
- То есть того, чего в России нет. Это насквозь европейское понятие, относящееся к сформировавшимся и стабильным западным обществам. Тут есть люди, которые зарабатывают по местным меркам вполне неплохо, работают в IT, в сфере современных технологий, в образовании - молодые люди. Это не средний класс, а просто трезвомыслящие люди, которые понимают, что тот путь, каким движется наша страна, это путь в никуда.
- То есть утверждения, что недавние манифестации - это начало формирования в России среднего класса, преждевременны?
- Это взрыв мыслей и идей, которые вызревали уже долгое время. В наших домах, в наших умах, во время наших разговоров с друзьями. Что люди вышли из своих кухонь, от разговоров за чаем, на улицы - уже большая новость.
- То есть появился широкий фронт недовольных с разными политическими взглядами, которых объединяет одно – нелюбовь к Путину. Это начало конца путинизма?
- Сложно сказать, поэтому неоднозначна и реакция властей. Они каждый день избирают иной подход в отношении этих событий. То хотят диалога, то «закрутить гайки». Но это, без сомнения, очень болезненный момент для Путина и Ко.
- В «Энциклопедии русской души» есть прекрасный фрагмент под названием «История национального футбола», где вы сравниваете деятельность российских правителей с ударами по мячу то в сторону Азии, то в сторону Европы. И вот вопрос: в какую сторону послал мяч Путин?
- С самого начала было понятно, что мяч полетел в сторону Азии. Конечно, говоря «Азия» я имею в виду не Китай или Японию, а определенные консервативные, антиевропейские тенденции и традиции в российском обществе. Путин был их выразителем и исполнителем, он последовательно движется в этом направлении. Следует подчеркнуть, что на этом поле есть второй игрок – незаметный, небольшого роста, который пытался подтолкнуть Россию в противоположном направлении.
- Но мяч только один, а Медведев на фоне Путина – это все же суперлегкий вес.
- Это все равно исключительная для России ситуация: появление двух игроков с противоположными человеческими стремлениями, желаниями. Их объединяет текущая политика, однако характеры, мыслительные горизонты у них совершенно разные. Путин – это человек, полностью сформированный КГБ, а Медведев старался все же быть выразителем европейских устремлений российского общества.
- Но только Путин в России может сказать «государство – это я».
- Не только он, но и многочисленные группы интересов. Хотя и его не стоит демонизировать. Если мы поставим его на одну доску со Сталиным или Лениным, то этим лишь умалим зло, которое они несли. А их самые черные деяния снова смогут затмить свет. Впрочем, вопреки видимости, Путин более либерален и проевропейски настроен, чем 70 процентов российского общества! В период своего правления он оставил достаточное пространство для развития внутренней свободы. А в результате люди выходят сейчас на митинги. Хотя в значительной мере этому способствовал Интернет, в который переместились независимые от власти СМИ, и каждый мог в них заглянуть.
- Если Путин занимает более проевропейскую позицию, чем 70 процентов россиян, я, как поляк, могу, пожалуй, начать бояться, что же это может для нас означать. Впрочем.Слушая неформального лидера оппозиции блогера Алексея Навального с его националистическими лозунгами, можно задаться вопросом, не придется ли Европе вновь делать выбор между красными и белыми…
- Это вопрос, какие силы в рядах оппозиции победят. Навальный – лишь малая часть этого движения, там гораздо больше людей, которые хотят в первую очередь честных выборов. Стоит при этом подчеркнуть, что их результат вовсе не обязательно будет проевропейским. В России растет число националистов, большой популярностью продолжают пользовать коммунисты. Если сложить эти голоса, их может оказаться больше 50 процентов. Из этого следует, что России нужно для начала справиться с самой с собой. Отсюда лозунги про обращение к себе, исправление собственного государства, системы, об эволюции власти. Но что произойдет потом, когда Россия окрепнет? Очень сложно сказать.
- Тут появляется вопрос, может ли Россия вообще жить в дружественных отношениях со своими соседями?
- Разумеется, может. И эту новую, открытую Россию я видел как раз на этих митингах. Это была Россия качества, а не количества. Чтобы Россия вышла на правильный путь развития, должна победить именно эта часть общества. На путь рационализма, а не национализма или коммунизма. Проблема в том, что сейчас мы откатились к ситуации начала XX века, когда царь тоже не считал, что он что-то делает не так, не видел потребности в реформах. Чем это закончилось, мы все знаем. Отсюда берется мое негативное отношение к демонизации Путина. Если мы выставим его самым жутким чудовищем и дьяволом, мы создадим поле для резкой поляризации общества и взрыва радикализма. А это может закончиться только плохо. Я надеюсь, что так не произойдет.
- Но вы сами писали, что в России надежда умирает первой…
- Если власть решит «закрутить гайки», эта фраза, к сожалению, не утратит своей актуальности. Все зависит от Путина: решит ли он задушить оппозицию в зародыше или все же выберет путь диалога. Но сейчас в мире нет ни единого человека, кто мог бы это предвидеть.
- «Энциклопедию русской души» вы написали в конце 90-х. С тех пор прошло больше 10 лет, на место Ельцина пришел Путин, взрывались очередные бомбы, происходили войны, в России стало больше иммигрантов, а сейчас люди вышли на улицы в количестве, невиданном со времен распада СССР. Вы поменяли бы сейчас что-нибудь в своей книге?
- Нет, потому что эта книга основана на идее столкновения с извечными болезненными вопросами нашего народа. Это роман об элементарных частицах нашей души. Это не меняется так быстро, а вопрос, в какую сторону, каким курсом нам идти, остается актуальным.
- Так что же значит быть русским? То же самое, что в конце 90-х?
- Перемен произошло не так много, как кажется. Сейчас быть русским означает быть в состоянии перманентного конфликта с окружающей действительностью, со всем миром. Но одновременно понимать, и в этом принципиальное отличие от конца 90-х, чего на самом деле хочешь от жизни, чего от нее ждешь. Раньше речь шла исключительно о спокойствии. А сейчас… Для Запада это может прозвучать смешно, но сегодня быть русским означает испытывать желание обладания: иметь дом, семью, хорошую работу, возможность поехать в отпуск в Турцию или Египет. Чтобы жена могла гордиться своим мужем.
- Это жажда потребления.
- Я бы сказал, что скорее, индивидуализма. Раньше мы были частью одного большого организма, того самого русского народа. Было очень мало места для «я» и очень много для «мы». Сейчас все поменялось местами. Раньше нужно было делать то, что приказало государство, власть, предприятие. Не было места для анализа, раздумий. Сейчас появился шанс на «я», на собственный выбор. Отсюда и резкая реакция людей на фальсификацию выборов. У них отняли фундаментальное право, которое стало частью их личности – право выбора.
- Только остается ли в таком мире – хорошего дома, машины, денег – место для души? Для знаменитой российской души?
- Все дело в том, что эта душа в конце концов захотела иметь хорошее тело. И с этим должна начать считаться власть. Будет ли эта тенденция устойчивой? Сейчас Россия – страна, где много вопросов и очень мало ответов. Мы находимся в очень темном лесу, из которого мы можем выйти или на поле, скованное имперским российским морозом, или на поляну, где начинается весна и все расцветает. Как будет? Я не знаю.