Избирательно избирательная реформа
Президент России Дмитрий Медведев, как и обещал вчера на встрече с представителями зарегистрированных политических партий, внес проект федерального закона о выборах депутатов Госдумы РФ – последний проект в рамках обозначенной им в послании Федеральному собранию реформы. Это была и самая странная и одновременно спорная инициатива, изложенная в таком виде, что даже специалистам было практически невозможно понять, что именно имел в виду президент.
Еще в конце июня этого года Медведев отчетливо симпатизировал идее, озвученной Михаилом Прохоровым (тогда он был еще лидером «Правого дела»), о возвращении выборов в Госдуму по одномандатным округам. Второй раз Медведев заговорил об этом уже после думских выборов, на встрече с членами общественного комитета своих сторонников. Тогда президент заявил, что возвращение выборов по мажоритарной системе «будет генерировать выход на поверхность» ярких людей из регионов, которые зачастую «закатываются» региональными руководителями. Затем это нашло воплощение в послании, но в весьма неясном виде. Медведев заявил о «пропорциональном представительстве по 225 округам», что сразу натолкнуло наблюдателей на мысль о двухмандатной мажоритарной системе.
Собственно в этом заявлении Медведева специалистов смутило, прежде всего, слово «округа». Округ подразумевает получение одного или нескольких мандатов в пределах его территории. Получалось, что итоги выборов, по Медведеву, планировалось подводить по 225 округам, а учитывая, что численность нижней палаты парламенты вроде бы и не менялась, от каждого округа должно было быть по два мандата. На сегодня все это уже неважно, так как округа оказались территориями, а Россия так и будет представлять собой единый федеральный округ. Однако важно тут другое – эта часть послания писалась явно не профессионалами, что не делает чести юристу Медведеву.
Наконец, нельзя не сказать и о той политической борьбе, которая развернулась вокруг избирательной реформы. Судя по различным утечкам в СМИ, было несколько ее вариантов. Первый вариант, который озвучивал Аркадий Дворкович – это вариант выборов по смешанной системе. То есть возвращение к одномандатным округам образца 2003 года. Не исключено, что изначально такой вариант поддерживал и Медведев (может, поэтому в его послании говорится округа, а не территории?). Второй вариант, видимо, был именно тот, который поняли специалисты по выборам – двухмандатная мажоритарная система. И, наконец, третий вариант озвучен в рамках нынешнего проекта закона (по некоторым данным его лоббировал ушедший в правительство Владислав Сурков). В этом случае сохраняется прежняя система, но с поправкой на значительное увеличение региональных групп внутри партийных списков – до 225.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, вся территория Российской Федерации разделяется на 225 территориальных единиц. Малые субъекты РФ, в которых численность населения меньше так называемой единой нормы представительства (определяется путём деления общего числа избирателей, зарегистрированных на территории Российской Федерации, на общее число территориальных единиц – примерно 500 тыс человек) образуют целую территориальную единицу. Политические партии будут также выдвигать свои избирательные списки, но разделенные на региональные группы. Сейчас их число не могло быть менее 70. В соответствии с новым порядком число групп может составить 225 (по числу территорий), но не менее 100 при условии, что одна группа соответствует одной территории. Федеральной части списка не будет. В каждой региональной группе может быть не более 4 кандидатов.
Собственно здесь уже кроется первое конкурентное преимущество для партии власти: будучи гораздо более разветвленной организацией, «Единой России» будет гораздо проще составить список из 900 кандидатов, где каждый из них привязан к конкретной территории. Это большая работа, которая подразумевает наличие уже хорошо налаженного мобилизационного механизма подбора подходящих кандидатов на местах. В то же время это нельзя назвать вредным: такой порядок, безусловно, будет стимулировать другие политические партии к более активной работе с регионами. Кроме того, будет развиваться конкуренция за харизматичных и узнаваемых местных политиков. Из плюсов важно также отметить и тот факт, что партиям будет гораздо сложнее «прятать» в списках никому не известных странных серых персонажей, которые являются либо спонсорами партии, либо чьими-то лоббистами без каких-либо заметных общественных заслуг.
К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, получившие 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Депутатские мандаты распределяются сначала между федеральными списками кандидатов, а затем внутри каждого списка в соответствии с методикой распределения депутатских мандатов, предусматривающей передачу мандатов спискам пропорционально полученному ими числу голосов избирателей.
В действительности новая система мало что меняет. Гораздо более важным является либерализация порядка регистрации политических партий и отмена необходимости собирать подписи, плюс ранее одобренное снижение избирательного барьера. А в случае если на установленные на избирательных участках камерах будут фиксироваться данные с итоговых протоколов (до того, как они поступят в территориальные комиссии), можно говорить о заметном шаге вперед по демократизации системы выборов депутатов нижней палаты парламента.
Татьяна СТАНОВАЯ, руководитель аналитического департамента Центра политических технологий