Элементы платного среднего образования сохранят систему нелегальных поборов, считают эксперты. Правительственный закон о «коммерциализации» бюджетной сферы, принятый Госдумой РФ, вступит в силу 1 июля 2012 года. Суть документа – в разделении учреждений на три типа: казенные, бюджетные и автономные. У каждого из них будут свои права и обязанности. Как отмечают разработчики закона, задача реформы - приспособить систему бюджетных организаций к рынку, дать им возможность получать дополнительные доходы и в то же время повысить качество их услуг для населения, сообщают «Новые Известия». Несмотря на то, что инициаторы реформы бюджетных учреждений уверяют, что школьная коррупция сама собой сойдет на нет, независимые эксперты, напротив, предсказывают рост нелегальных поборов и резкую дифференциацию школ. Платность образования - миф? По словам чиновников от образования, бесплатных образовательных услуг в результате реформы бюджетных учреждений меньше не станет, а качество их должно однозначно повысится. Согласно закону, госзадание для бюджетного учреждения содержит предельные цены на услуги в случаях, если законом предусмотрено их оказание на платной основе. Кроме того, законом установлено, что бюджетное учреждение может предоставлять платные услуги только сверх госзадания, которое полностью обеспечивается государством. Последние же в сфере образования формируются на основе федеральных стандартов и базисного учебного плана общего образования, где установлено количество обязательных предметов и часов на каждый из них. Наконец, уверены эксперты, принятый закон не приведет к росту коррупции. Наоборот, он направлен на повышение публичности и открытости бюджетных учреждений, то есть школы должны будут предоставлять сметы и всю необходимую финансовую документацию. Замглавы Минобрнауки Юрий Сентюрин также заверил, что в рамках образовательного стандарта обучение в школах останется бесплатным. Никаких платных услуг, никакого платного образования, платных предметов внутри государственного образовательного стандарта нет и быть не может. Федеральные государственные образовательные стандарты разработаны, приняты и с 2011 года вступают в силу, они сохраняют и содержат то же самое количество часов, что и сегодня, заявил чиновник. Есть еще внеаудиторные занятия. В результате объем бесплатных для гражданина услуг возрастает, а не уменьшается. Как отмечают чиновники, против закона выступают главным образом те, кто заинтересован в сохранении существующего положения вещей: сейчас в рамках серых схем государственные учреждения порой используются для личного обогащения путем навязывания гражданам дополнительных платных услуг. В каждую школу - по кассе Однако такое развенчание мифов, не подкрепленное практически ничем, успокаивает лишь отчасти. Система платных групповых занятий, оплата которых производилась «мимо кассы», скорее всего, действительно исчезнет, считают эксперты. Родители наверняка предпочтут, чтобы использование их средств было максимально прозрачным, и захотят иметь доступ к финансовой отчетности школы. Поэтому система отчислений через счета в казначействе – это отнюдь не лишнее звено в цепочке взаимоотношений директор–учитель–ученик–родитель, отмечают специалисты. Наоборот, все будет прозрачно: сколько денег заплатили учителям, какая сумма пошла на налоги, руководству школы и т. д. К тому же вполне вероятно, что школы оснастят кассовыми аппаратами и при приеме денег заставят выдавать чек, который является полноценным финансовым документом, контролируемым налоговой инспекцией и подтверждающим получение денежных средств от родителей учеников. Репетиторы вырастут в цене Правда, ни у учителей, ни у родителей не будет стимула выводить нелегальное индивидуальное репетиторство на законную основу. Если подтянуть ребенка по предмету, по которому он отстает, еще возможно на факультативных занятиях, то подготовить его к ЕГЭ на высокий балл вряд ли получится в формате школьных уроков. Объем материала, который необходимо освоить для ЕГЭ, намного превышает тот, который учителя могут дать как в рамках школьной программы, так и на факультативах. И в этом смысле нелегальное индивидуальное репетиторство неискоренимо. Причем, по мнению независимых экспертов, «легализация» платных занятий в школе вполне может привести к тому, что многие учителя будут каким-либо образом вынуждать учеников ходить и на платные групповые факультативы, и на частные индивидуальные уроки. А тот факт, что теперь школе придется отчислять дополнительные налоги с дополнительных доходов, подтолкнет учителей к резкому увеличению расценок на частные индивидуальные занятия – с целью покрытия «убытков». Кому достанутся бюджетные средства? Другими словами, бедные останутся бедными, а богатые – богатыми. Возрастет элемент субъективизма в распределении бюджетных средств. Есть опасение, что дифференциация школ по доходам усилится. «Элитные» школы смогут на законных основаниях получать больше ресурсов, а школы рабочих окраин – меньше, так как кому сколько – решает учредитель, а это орган управления образования муниципального уровня. Поэтому родители в принятом законе боятся не того, чего надо бы в действительности испугаться. Потенциальная проблема в связи с реформой бюджетных учреждений – это не только и не столько платность, сколько возможность роста неравенства в финансировании за счет бюджета, а следовательно, возможность роста неравенства в доступе к качественному образованию. И наконец, раз государство будет меньше вмешиваться, раз все будет отдано на откуп учредителю, то есть чиновнику, значит, коррупция благодаря принятому закону только возрастет. Влада Романова Фото с сайта pedsovet.org