И снова о децентрализации
Сегодня Государственная Дума начнет рассматривать законопроект о введении прямых губернаторских выборов. Эта инициатива представляет собой часть “пакета Медведева”, озвученного им в ходе декабрьского послания Федеральному Собранию. Законодательные инициативы главы государства также включают в себя предложения упростить процедуру регистрации политических партий, отменить необходимость сбора подписей для участия в выборах в Государственную думу и региональные парламенты, а также сократить количество подписей избирателей, требуемых для участия в выборах президента России. Однако из всего набора норм по либерализации российской политической системы наибольший интерес представляет именно возвращение выборов глав субъектов.
Прямые выборы губернаторов были упразднены по инициативе Владимира Путина в 2005 году, после теракта в Беслане. Президент объяснил тогда свое решение тем, что для борьбы с терроризмом необходимо повышать эффективность работы органов государственной власти. Хотя сам Путин и отметил, что не видит в реформе никакого нарушения демократических принципов и что она поможет устранить влияние коррупционных элементов, нововведение спровоцировало бурное возмущение оппозиции и волнения в ряде регионов.
Пересмотр путинского курса на «закручивание гаек» вызван не тем, что российские лидеры изменили свое отношение к вертикальной форме взаимодействия между центром и регионами и не тем, что эта модель уже выполнила свою функцию. Наоборот, реформа является вынужденной мерой или даже выцарапанной у федеральной власти уступкой.
Сам Дмитрий Медведев доказывает то, что законопроект представляет собой часть единой линии, проводимой им с самого начала своего президентского срока, одновременно с ним Валентина Матвиенко заверяет журналистов в том, что реформа обсуждалась еще в мае. При этом в интервью, данном президентом в июне газете Financial Times, он заявил то, что существующая система «для нас все-таки оптимальна в силу того, что мы очень сложная Федерация». Явные противоречия в высказываниях лидера говорят сами за себя, и делают очевидным влияние Болотной и Сахарова на разработку законопроект.
Показательно и то, что первым о возможности вернуть выборы глав регионов заговорил именно Путин. Еще во время телемоста с гражданами 15 декабря, то есть через 5 дней после митинга на Болотной площади, он заявил: «Я думаю, мы уже подошли к тому моменту, когда это можно сделать. Важно не откладывать это на 10 лет вперед, а сейчас заниматься. В течение следующего года, думаю, все можно принять». Не исключено, что реформа принесет кандидату от «Единой России» вполне конкретный политический дивиденд. В связи с накалом протестных настроений в обществе, для предвыборной кампании Путина полезны любые свидетельства того, что власть прислушивается к народу. Таким образом, он сможет вернуть расположение части граждан, раздраженных сентябрьской рокировкой и нечестными парламентскими выборами.
Правда, нужно признать, что в Думу был внесен не тот вариант законопроекта, за который ратовал премьер. Путин настаивал на так называемом “президентском фильтре”, то есть возможности для президента «ветировать» того или иного кандидата. В тексте документа действительно упоминается необходимость консультации с главой государства, но ее результаты ни к чему не обязывают. С другой стороны, фактически это мало что меняет – трудно себе представить, что партия выдвинет кандидатуру, откровенно не удовлетворяющую президента. Кроме того, текст законопроекта еще может претерпеть изменения в ходе парламентских чтений.
Прямые губернаторские выборы совсем не обязательно будут такими уж прямыми. Во-первых, как уже было сказано, консультации партий с президентом носят обязательный характер. Во-вторых, глава государства сможет отрешить губернатора от должности в случае выявления в отношении него фактов коррупции или “не урегулирования конфликта интересов” (последняя формулировка размыта и поддается трактовке в соответствии с политической волей президента). В-третьих, самовыдвиженцам тоже будет нелегко – для них есть не менее действенный «фильтр» в виде необходимости сбора подписей, ну а как избирательно работают избиркомы при регистрации кандидатов, хорошо известно.
Что касается критики законопроекта, то чаще всего говорят о том, что губернаторы, почувствовав свою независимость, будут оказывать давление на федеральную власть и предъявлять ей все новые требования. Однако текст документа составлен таким образом, что главы субъектов не смогут вставать в оппозицию центру или предъявлять ему неадекватные требования (речь идет все о том же “президентском фильтре” и возможности отстранения глав субъектов от должности).
Также высказываются утверждения, согласно которым новая модель отношений между федеральной и региональной властью спровоцирует сепаратизм среди населения. Но подобный сценарий тоже маловероятен, поскольку выбранная народом власть в любом случае более легитимна, чем назначенная. Кроме того, население субъекта будет верить в то, что губернатору не за чем постоянно оглядываться на центр в своем стремлении «выслужиться».
Не следует считать, что принятие законопроекта значительно повлияет на существующую систему федеративных отношений. Однако в нынешних условиях меры, принятые федеральной властью, представляют собой достаточно удачный ход. Российским лидерам удалось убить двух зайцев: создать видимость диалога с россиянами с одной стороны, и не потерять контроль над регионами – с другой.