В Волгограде продолжается подготовка к празднованию 60-летия Волго-Донского судоходного канала. Предстоящему событию и посвящена выставка, которая в эти дни развернута в архитектурно-строительном университете. Экспозиция рассказывает об истории и перспективах развития уникального водного пути.
Напомним, что проект 101-километрового водного пути был составлен в далекие 1930-е годы, но его осуществлению помешала война. Работы по проекту были продолжены в 1943 году, сразу после окончания Сталинградской битвы. Их возглавил академик Сергей Яковлевич Жук. В 1948 году схема Волго-Донского комплекса была утверждена Советом министров СССР. В феврале 1948 начались строительные работы. И практически через четыре года, 31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут между первым и вторым шлюзами соединились воды Волги и Дона. С 1 июня по каналу уже началось движение судов.
Стенды с фотохроникой строительства, первые проекты соединения Волги и Дона, схемы и документы, рассказывающие о неоднократных попытках строительства канала ещё при Петре I, фотографии, книги, значки - всё это и многое другое могут увидеть увидели посетители выставки, на которой представлена также часть экспонатов из музея истории строительства и эксплуатации канала.
Любопытно, что несколько ранее в Волгограде с большим успехом прошла презентация книги «Волго-Дон: слияние вод» профессора Южного федерального университета Николая Бусленко. Фундаментальный труд включает в себя историко-экономические и социально-политические очерки строительства Волго-Донского канала, Цимлянского гидроузла и ирригационных систем Юго-Востока России. При подготовке книги использованы архивные, ранее засекреченные документы, неизвестные факты, свидетельствующие о героизме и трагизме миллионов людей, прошедших через систему гулаговских лагерей во время строительства Волго-Донского судоходного канала.
В последние годы активно обсуждается идея реализации проекта «Волго-Дон-2» . Как говорил министр транспорта России Игорь Левитин, «Мы планируем, что вторая нитка «Волго-Дона» выйдет в район морского порта Тамань, откуда транзитные грузы будут следовать в Юго-Восточную Азию и Латинскую Америку». При этом он полагает, что для реализации проекта необходимо будет создать консорциум с привлечением иностранного капитала и средств Инвестфонда РФ, выйти на концессионное соглашение, так как проход под иностранным флагом судам по внутренним водам России запрещен. С появлением иностранного инвестора в стране нужно будет создавать совместное управление этим проектом. В этом случае у стран-участниц проекта будет возможность выходить под своим флагом из Каспия в Черное море, - убеждены сторонники проекта.
Экологи Волгоградской области серьезно обеспокоены планами по реализации проекта «Волго-Дон-2». Они считают, что введение в строй второй нитки окончательно «высушит» Волго-Ахтубинскую пойму, которая и без этого переживает в настоящее время от недостатка воды острый экологический кризис. По оценкам института «Гидропроект», вызывает сомнение и планируемый экономический эффект, поскольку схема питания канала «Волго-Дон-2» предполагает водоподачу порядка 2 млрд. куб. м, из Волги на высоту 87 метров, а это огромные затраты на электроэнергию - около 1,5 млрд. рублей в год.
Как известно, продолжительность навигации на Волго-Донском канале составляет восемь месяцев. За это время по каналу могут, по расчетам, пройти до 5000 судов с максимальной грузоподъемностью до пяти тысяч тонн. Сейчас через канал провозят до 16,5 млн тонн грузов в год, в основном это нефть и нефтепродукты. Есть предложение построить вторую ветку канала, в результате чего его пропускная способность возрастет в два раза и достигнет 30-35 млн тонн. Этот путь планируют использовать для доставки нефтепродуктов из Каспия в Европу.
Известно, что модернизация канала была включена в специальную ФЦП «Модернизация транспортной системы России» еще в начале 2000-х годов. Однако специалисты решили, что локальными мерами ликвидации «бутылочных горлышек» проблему не устранить. Требовалось принятие более радикальных мер по развитию водной системы юга России. И тогда родились две концепции, споры вокруг которых продолжаются и поныне.
Концепция канала «Волго-Дон-2»
Это шлюзованный водный путь длиной 101 км, включающий 13 шлюзов, с гарантированной глубиной 4 м и грузопропускной способностью около 16 млн. тонн. Это позволит увеличить суммарный пропуск по каналу примерно в 2,5 раза, до 30–35 млн. тонн в год. Предполагается, что стоимость строительства второй нитки обойдется не менее 60 млрд. рублей и продлится 5–7 лет.
Концепция канала «Евразия»
Это гидротехническое сооружение длиной, в зависимости от варианта, от 675 до 850 км, глубиной 5,5 м, включающее 6 шлюзов, способно обеспечить перевозку, в зависимости от варианта, 45–70 млн. тонн в год современными судами «река-море» дедвейтом до 10 тыс. тонн. Предполагаемая стоимость проекта — 140–150 млрд. рублей. Срок его реализации обозначен в 6–8 лет, срок окупаемости — в 10 лет.
По мнению директора Института водных проблем РАН РФ Виктора Данилова -Данильяна, в Южном регионе существует огромный дефицит как раз той самой воды, которой нужно будет наполнять систему каналов. «Отбор воды в пользу канала - процедура очень болезненная для региона. Волнуют проблемы карста (растворения водами разных солей и пород), вторичного засоления почвы, заболачивания и подтопления, а также экологическая реакция водных доноров — Кубани и Терека»,- неоднократно заявлял один из авторитетнейших мировых специалистов. Кроме того, считает он, главный риск в строительстве «Евразии» — политический. «Если отношения с центральноазиатскими соседями начнут вдруг развиваться не позитивно, а негативно, то канал вполне может стать средством давления на Россию».
В свое время категорически возражали против такого строительства и губернатор Волгоградской области Николай Максюта, и губернатор Ростовской области Владимир Чуб . Последний даже заявил, что «канал нужен не России, а странам, расположенным в акватории Каспийского моря». - Это жуткое вмешательство в экологию, которого мы не должны допустить. У нас не будет не только рыбы, но и охоты и всех тех рек и животных, и может быть, степей, а вместо них образуются заболоченные почвы, - цитировали Владимира Чуба различные средства массовой информации.
Чем закончатся эти споры, предугадать нельзя. Но очевидно, что и сегодня находится немало тех, кто убежден в правильности лозунга, который так понравился вождю всех времен и народов: «Не надо ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача!». И времена вроде бы другие, и вожди кажется, немного другие, и даже мы немножечко другие. Так может, всем нам стоит громко и внятно заявить так: « Берегите природу, мать вашу!».
Выставка, приуроченная к предстоящему юбилею Волго-Донского канала, очень интересна и познавательна. Она многим и удивляет, и поражает, и настораживает. Да, от прошлого нам никуда не деться. Настоящему свидетели мы сами. А вот что готовит нам, нашим детям, внукам и правнукам будущее Волго-Донского канала? И от этих размышлений при знакомстве с экспозицией выставки не спрятаться, не скрыться.
Как вам расскажут, и как вы сами увидите, при пуске канал назвали имени Сталина. При входе в канал со стороны Волги ему поставили огромный бронзовый памятник. Затем, после развенчания вождя, памятник уничтожили, а канал переименовали - назвали именем Ленина и установили ему на том же месте такой же величественный памятник. Стоит он и сегодня. Взят на охрану как памятник истории и культурного наследия.
Ладно, стоит и стоит - история есть история. Но вот вопрос: что будет и с историей, и с памятником, если проект «Волго - Дон - 2» или «Евразия» станет реальностью? Могут памятник снести? Могут. Могут переименовать канал? Могут. Поставить памятник какому-нибудь новоявленному вождю - вдохновителю и организатору триумфальных достижений на выборах, побед на морях, реках и небесах? Могут, могут - не заржавеет. Но экспертиза возможного развития ситуации на этом не заканчивается, ибо она требует ответа на самый главный вопрос: а будет ли в этом случае течь река Волга, которой, как нам наивно кажется, кажется, конца и края нет. Конечно, из песни слов не выкинешь. И торопить события ни к чему, а то ведь и «накаркать» можно. Так что давайте будем петь так, как песня сложена. Давайте петь, пока поется…