Кто вернет в бюджет 200 миллионов рублей?
Возможно, когда - нибудь историю банкротства ОАО "ВЗЖБИ №1", бывшего до недавнего времени одним из процветающих предприятий и Волгограда, и ЮФО, включат в учебное пособие по теории и практике банкротства. И не исключено, что при этом яркой иллюстрацией роли властей области в этом процессе станут те убытки, которые легли на плечи налогоплательщиков в условиях огромного дефицита бюджета региона.
Несколько дней назад, когда в зале заседаний областной думы обсуждались проекты и принципы формирования правительства Волгоградской области, членам рабочей группы был представлен целый ряд экономических выкладок. В очередной раз была озвучена такая цифра: создание правительства будет содействовать минимизации расходов на содержание чиновников в сумме 500 миллионов рублей в год. Это, конечно, хорошо и даже впечатляет. Но как-то меркнет на фоне другой цифры, найти которую в открытых источниках не так- то и просто, но она была озвучена: на области «висит» 18 миллиардов рублей долга.
Теперь этот долг в одночасье сократился почти на 200 миллионов рублей: вчера стало известно о том, что Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области исполнил обязательства по государственной гарантии региона, предоставленной ОАО "Сбербанк России".
Вернемся в август 2009 года. Тогда областная власть гордо проинформировала жителей области: Волгоградский завод железобетонных изделий №1 возобновил строительство пяти жилых домов, возведение которых приостанавливалось из-за финансовых трудностей. Нам всем тут же напомнили, что ЖБИ №1 – одно из крупнейших предприятий, работающих на строительном рынке региона, что это единственная организация, которая занимается крупнопанельным домостроением в промышленном масштабе и что достоинства данного способа возведения жилья проверены многолетней историей.
Ещё несколько лет назад, разъясняли нам некоторые тонкости отрасли, такое жилье имело ряд существенных недостатков - убогость архитектурных решений, довольно плохая теплоизоляция помещений. Но у него всегда сохранялись и неоспоримые преимущества: высокая скорость возведения и относительная дешевизна, которые и заставили специалистов пересмотреть конструкцию и технологию производства стеновых панелей. Выпуск панелей нового поколения на ЖБИ №1 начали 10 лет назад. Построенные на их основе здания полностью соответствуют последним нормативным требованиям к жилым помещениям. Усовершенствованные стеновые панели позволили расширить спектр деятельности предприятия. Кроме изготовления используемых отраслью железобетонных изделий, завод, превратившийся в домостроительный комбинат, приступил к полному циклу строительно-монтажных работ: от проектирования до сдачи готового дома в эксплуатацию.
Все это, как перспективное направление экономики, в областной администрации, что вполне логично, связывали, кроме всего остального, и с созданием новых рабочих мест. Особый упор, готовя нас к обоснованию принимаемого решения стоимостью в сотни миллионов рублей, чиновники, ответственные за финансы области и ее экономику, сделали на следующем: с началом финансового кризиса ОАО «ЖБИ №1» в числе первых испытало недостаток оборотных средств из-за резкого падения покупательского спроса на жилье. Понимая, насколько важно для области благополучие этого домостроительного комбината, администрация региона предприняла ряд мер, направленных на его поддержку.
Что же это за меры? Продолжаем изучать официальную хронику, и находим искомое: «так, в конце минувшего (т.е. 2008- авт.) года предприятие получило возможность реализовать построенные квартиры Министерству обороны РФ. В текущем году оно приняло участие в запросе котировок на покупку квартир в рамках программы «Переселение граждан из аварийного жилья». Кстати, последняя сделка во многом способствовала ликвидации задолженности по заработной плате. А вот и то, что «доктор» прописал: «в настоящее время (т.е. август 2009 года - авт.) по инициативе главы администрации Волгоградской области Николая Максюты в Министерстве регионального развития РФ рассматриваются предложения по предоставлению на определенный срок государственных гарантий ЖБИ-1 на получение банковских кредитов для продолжения производственной деятельности.
Недолго музыка играла, и вот уже в конце декабря 2009 года официальная хроника пополнилась новым сообщением. Читаем, ничего не пропускаем.
«Межведомственная комиссия Минэкономразвития РФ и Минрегионразвития РФ согласилась с предложением администрации Волгоградской области, инициатором которого выступил губернатор Николай Максюта, предоставить ОАО «ВЗ ЖБИ-1» государственные гарантии на получение банковских кредитов для продолжения производственной деятельности. Речь идет о получении заводом государственной гарантии в размере 2 млрд. руб. Данная сумма послужит основанием для открытия Сберегательным банком России кредитной линии на 4 млрд. руб. Заемные средства будут направлены на строительство в 2010 году жилья эконом - класса общей площадью около 85 тыс. кв. м.
Повторение - не только мать учения, но и один из способов влияния на сознание людней. И потому, видимо, нас вновь возвращают к истории ЖБИ №1. Напоминают, что это - один из крупнейших заводов, работающих на строительном рынке региона. Это единственное предприятие, которое занимается крупнопанельным домостроением в промышленном масштабе. Достоинства данного способа возведения жилья проверены многолетней историей. Количество панельных домов на территории страны велико и их число постоянно увеличивается. С началом финансового кризиса ОАО «ЖБИ №1» в числе первых испытало недостаток оборотных средств из-за резкого падения покупательского спроса на жилье.
Понимая, насколько важно для области благополучие этого домостроительного комбината, администрация региона предприняла ряд мер, направленных на его поддержку. Так, в конце минувшего года предприятие получило возможность реализовать построенные квартиры Министерству обороны РФ. В текущем году оно приняло участие в запросе котировок на покупку квартир по программе «Переселение граждан из аварийного жилья». Кроме того, в рамках региональных антикризисных мер заводу были предоставлены государственные гарантии Волгоградской области для получения кредита в объеме 200 млн. рублей»
Прошел год, и в докладе об итогах социально- экономического положения Волгоградской области легко находим такую строку: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года по 14 предприятиям отмечается снижение объемов производства, в том числе ОАО «Волгоградский завод ЖБИ № 1».Дальше - больше,И вот, теперь уже в конце прошлого года на предприятии вводится процедура наблюдения - предвестница банкротства. Огромные долги по зарплате, налоговым платежам в бюджеты разных уровней, долги по кредитам, полученным в разных банках, около полутора тысяч обманутых дольщиков, так и не получивших квартиры в недостроенных домах ОАО «ВЗЖБИ-1 - что в этом хорошего? После введения процедуры наблюдения на предприятии администрация Волгоградской области выполнила условия гаранта и выплатила почти 200 млн.рублей «Сбербанку».
Когда почки отвалились, то уже поздно пить боржоми. Но все равно нельзя не задаться вопросом: какова будет ответственность тех, кто хлопотал о гарантиях предприятию, который явно на глазах входил в кризисный «штопор»? Бывший тогда губернатором Николай Максюта виноват? Или недавний Анатолий Бровко? Или действовавшие и тогда, и сейчас депутаты областной думы, без решения и согласия которых не может быть принято ни одно решение о гарантиях бюджета и ни на один рубль7 Но ведь понятия солидарной ответственности в подобного рода делах не существует. Есть только крайние - и практика показывает, что таковыми всегда становятся налогоплательщики. Но и они солидарного спроса учинить не могут - нет такой правовой нормы. Не верите? Проверьте. Вот возьмите и напишите заявление в прокуратуру, например. Так мол и так, мне, как жителю области, как налогоплательщику нанесен материальный ущерб и потому прошу компенсировать ущерб и наказать виновных.
Нет смысла предполагать, что будет дальше. Но дело в том, что соответствующие органы могут сами, как говорят в некоторых случаях, предусмотренных законом, в интересах неопределенного круга лиц, возбудить производство. Никто не требует «крови», но разобраться в том, как это делалось и что сделать, чтобы подобного рода гарантии не «били» по интересам людей и бюджета области, надо. Тем более, что это далеко не первый случай в Волгоградской области. А вот последний ли он с учетом того, что гарантии, выданные областью, имеют место быть и сейчас? Какова судьба этих бюджетных гарантий?