Как закрутить «тройную спираль» в Волгоградской области?
Завтра в Волгограде, в зале заседаний областной думы, состоится «круглый стол» на тему: «О направлениях государственной поддержки инновационной деятельности Волгоградской области». Как известно, 1 января 2012 года вступил в силу федеральный закон № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе», а также ряд поправок в смежном законодательстве. Документ вводит новую разновидность договора простого товарищества, регулирует особенности договора и отношения, возникающие в связи с осуществлением совместной инвестиционной деятельности на основании договора инвестиционного товарищества.
Теперь для осуществления коллективных инвестиций компаниям и предпринимателям не нужно организовывать отдельное юридическое лицо, достаточно лишь заключить соответствующий договор, число участников которого ограничивается 50 лицами. Сторонами договора могут быть как коммерческие предприятия, так и некоммерческие организации в предусмотренных законом случаях. Физические лица могут быть сторонами договора в случае, если они являются индивидуальными предпринимателями, зарегистрированы в установленном порядке и осуществляют деятельность без образования юридического лица. Также в качестве участников товарищества можно привлекать иностранные организации.
Согласно документу, каждый товарищ имеет право знакомиться со всей организационной документацией, получить свою долю в общем имуществе и участвовать в принятии решений товарищества. Управляющий товарищ, в свою очередь, обязан предоставлять участникам сведения о суммах расходов товарищества, суммах вознаграждений и текущем размере доли каждого участника. Срок действия товарищества не может превышать 15 лет.
Данный закон, как полагают эксперты, будет работать в рамках реализации Стратегии инновационного развития России до 2020 года - ее пяти стратегических направлений технологической модернизации, Немногим более чем через месяц в Москве пройдет Международный Форум «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности». Это мероприятие проводится в рамках Международных Дней интеллектуальной собственности под эгидой ООН и является центральным событием года в сфере интеллектуальной собственности в России и СНГ. Программа включает в себя также организацию специализированной Международной выставки «Интеллектуальная собственность - 2012».
Известно, что в рамках IV Международного Форума состоится, в том числе, обмен опытом по формированию рынка интеллектуальной собственности, инновационной системы и подготовки инновационных кадров на основе корпоративных и государственных заказов. Есть основания полагать, что одним из участников этого важного мероприятия может стать заместитель председателя комитета по экономической, инновационной политике, науке, промышленности и транспорту, профессор Волгоградского государственного технического университета Владимир Кабанов.
- Владимир Александрович, на днях вы обнародовали статью, в которой освещается роль высших учебных заведений Волгограда в формировании региональной экономики на основе исторического опыта Волгоградской области, России, США. И там вы убежденно говорите: модернизировать, сделать инновационной региональную экономику без сотрудничества с вузами города невозможно. На чем основано это убеждение?
- Сегодня, по прошествии времени с момента объявления курса на модернизацию российской экономики, возвращения к понятиям промышленной политики, началу использования механизмов государственно-частного партнерства, уже можно увидеть, что ставка на крупный бизнес себя не оправдывает. Ученым пока не удалось продвинуть свои разработки в крупные корпорации. Не будем торопиться искать виновных то ли в лице ученых, либо представителей крупного бизнеса, а лишь констатируем факт, что качественные инновации не дошли до главных своих потребителей. Прорывные технологии, которыми располагает сегодня российская наука, в том числе ведущие кафедры волгоградских вузов, по сути самой модернизации, прежде всего, предназначены для технологических лидеров.
- Проделанный вами анализ первых шагов в этом направлении на территории нашего региона, как и по всей России, вы делает и такой вывод: наиболее динамично развивающимися являются компании малого и среднего бизнеса. Но это не новость, так ведь?
- Да, не оригинальная, но все же новость, поскольку эту ситуацию надо обязательно зафиксировать. Надо не подвергать сомнению то обстоятельство, что именно этим организациям инновации дают возможность качественно увеличить рост своей продукции для выхода на новые рынки. К таким предприятиям следует отнести "Волжский автобусный завод", НК "Сады Придонья", Волжские заводы "Профиль-Акрас" и "ВАТИ", Камышинский стеклотарный завод, Еланский маслосырзавод и некоторые другие предприятия. Из собственной практики работы знаю, что с такими компаниями намного проще устанавливать деловые, партнерские отношения, чем с эшелонированным, забюрокраченным менеджментом и собственниками крупных компаний. Об этом говорят и наши ученые – компании среднего бизнеса гораздо охотнее идут навстречу партнерам, создающим новые технические решения.
- Однако согласитесь, что их опыт - это, скорее, опыт «тыка», опыт проб и ошибок, который чаще всего очень дорого обходится в прямом и переносном смысле и тормозит развитие инновационного процесса. Как вы сами говорите, «проблема состоит еще и в том, что сегодня крайне трудно сходятся пути тех, кто разрабатывает и кто воплощает в реалии инновационные разработки». Причина тоже обозначена: «квалифицированных посредников, которые профессионально могли бы сводить генераторов идей и их воплотителей, в регионе реально нет: ни в администрации области, ни в торговой палате, ни в какой-либо другой организации или учреждении. Но я хорошо помню, как, в том числе и при вашем активном участии создавался и научно-технический Совет, и Совет по инвестициям.
- Безусловно, именно с этой целью в области были сформированы, но объективно не работали, научно-технический Совет и Совет по инвестициям, традиционно возглавляемые губернатором области. Несмотря на то, что в их состав входят авторитетные по своим должностям люди, организовать их работу по-настоящему не удавалось, на мой взгляд, по той причине, что некому было исполнять роль "рабочих лошадок", под ними не были сформированы рабочие органы. Ни одному из структурных подразделений администрации области не удалось по-настоящему влиять на их работу. Лишь в последний год активную роль в работе Совета по инвестициям стал играть комитет экономики, но «раздрай» в работе "Агентства" и "Управления" по инвестициям, по вине, прежде всего, первого, во многом "смазывало" результаты работы всей администрации.
- И теперь вы все надежды связываете с правительством? Вот я читаю: «сегодня, в процессе обсуждения структуры Правительства области, во главу угла надо поставить те задачи, решив которые, станет возможным перевод региональной экономики на инновационный путь развития. С этой целью предстоит решить сложнейшую задачу – определить науку как основную движущую силу в формировании экономики и региональном развитии в целом. В этой связи надо найти ей "правильное место" в создаваемых министерствах и комитетах». Вы писали?
- Да, я. И что тут вас смущает?
- Да то, что все опять по принципу: вот приедет барин - барин нас рассудит. Вступил в должность новый губернатор - и все будет хорошо? Конечно, политическая воля многое значит, но заставить заниматься инновацией невозможно! Нужно, как мне представляется, в рамках управленческих решений выстроить, прежде всего, систему отношений. Точнее, взаимоотношений…
- И спорить не буду. Сегодня действующий вариант – это отдел в комитете экономики, вариант предлагаемый – "Министерство образования и науки". С одной стороны – соблюдается аналогия с федеральным министерством. Однако самое главное в том, сто сегодня все мы ждем от региональной науки более активного участия в жизни области. Надо подумать не только о месте науки в структуре администрации области, но и персональном составе и, конечно, не комитета, а как минимум "Управления науки". К сожалению, прежнюю, существенную часть региональной науки - отраслевые НИИ, целый научный городок, расположенный в районе Дворца спорта - мы фактически потеряли. Сегодня лишь некоторые из них, такие как противочумный институт, "Волгоградгипросинтез" сохраняют свой прежний статус.
- Отсюда и еще один ваш вывод: в развитии регионального инновационного пути экономики главной опорой должны стать ведущие вузы города. Это относится только к нам или, быть может, в целом к ЮФО? А вообще, не категоричны ли вы, Владимир Александрович?
- Знаете что, давайте обратимся к мировой практике. Там - в части инновационного развития общества - широкое применение нашла предложенная профессором Стенфордского университета (США) Генри Ицковицем модель "тройной спирали". Она включает в себя 3 главных составляющих: в процессе модернизации общества главным являются научные знания, и усиливается роль университетов во взаимодействии власти и промышленности; университет, бизнес и власть стремятся к инновационному сотрудничеству не по инициативе власти; выполняя традиционные функции, каждый из трех институтов берет на себя добровольно некоторые функции другого.По мнению американского ученого современные университеты – это не только учебные заведения, но и основа общества знаний, генераторы идей, проводники знаний, выходящих в свет. Именно университету отводится главная роль для разработки новых технологий. Сегодня такую роль могут и должны выполнять ведущие университеты и академии нашего города. Безусловно, к такой функции высшие учебные заведения надо готовить.
Если вспомнить историю, то с начала тридцатых годов прошлого столетия именно такую роль выполнял созданный "Сталинградский механический институт", ставший не только кузницей кадров для ведущих предприятий города, но и активно влиявший на повышение уровня научно-технического прогресса в региональной экономике. Однако впоследствии, если продолжить аналогию развития событий в США и СССР, в американских вузах была сосредоточена основная масса исследований, а у нас фундаментальные науки, значительная часть прикладных исследований ушла из стен вузов в Академические и отраслевые НИИ.
В США, например, во времена "Великой депрессии" власти штата Новая Англия сделали ставку на развитие научно-исследовательского комплекса региона, где главную роль сыграл Массачусетский технологический институт. Одновременно с федеральным финансированием университеты получили серьезную поддержку от властей региона в виде выделения и закрепления за вузами земель, для расширения их деятельности. Таким образом, во взаимодействии "тройной спирали" явно просматриваются элементы частно - государственного партнерства, в которой частной стороной выступает вуз, а со стороны государства – правительственные органы и муниципальные власти.
- Великая депрессия - это, конечно, поучительный опыт для всех времен и народов. Жителей России убеждают в том, что стране она не грозит. Тем не менее, как обстоят дела в России с реализацией модели этой самой "тройной спирали"?
- Прежде всего, необходимо отметить, что на пути инновационного развития регионов нашей страны есть серьезные проблемы. Это недостаточность законодательной и правовой базы инновационной деятельности, недостаточность финансирования науки и инноваций, ее неэффективность, нерыночный менеджмент в научно-технической сфере и слабые знания большей части управленцев. Серьезным препятствием сегодня становится отсутствие инфраструктуры инновационной деятельности и низкий уровень ее информационно-консультативной составляющей для участников инновационного процесса. Другая особенность "тройной спирали" в России заключается в том, что функции научных исследований и подготовки кадров, как я уже говорил, разделены между институтами Российской Академии наук и вузами.
- Можете привести статистику?
- Могу, конечно. По данным Министерства образования и науки только 15-20 процентов госвузов занимаются инновационной деятельностью. 9 апреля 2010 года Правительство РФ приняло Постановление № 219 "О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования". На реализацию программы развития инновационной инфраструктуры образовательного учреждения выделяются бюджетные средства на срок до 3-х лет с объемом финансирования до 50 млн. рублей в год.
- И каковы критерии оценки эффективности этих программ?
- Одним из основных показателей эффективности функционирования университетской инновационной инфраструктуры является создание "инновационных поясов" вокруг вузов в виде предприятий малого и среднего высокотехнологичного бизнеса. В июле 2009 года был принят Федеральный закон № 217-ФЗ, позволяющий бюджетным вузам и НИИ учреждать инновационные компании для обеспечения практического применения результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат бюджетным научным и образовательным учреждениям.
- Можно ожидать, что сегодня, на заседании упомянутого выше «круглого стола», который пройдет в областной думе, будут определены основные задачи региональной инновационной политики, в основе которых будут и ваши предложения? И какие выводы можно сделать уже сейчас?
- Ожидать можно, а надеяться и работать над этим - важно, нужно и просто необходимо. А выводы, по крайней мере, наиболее актуальные, на мой взгляд, выглядят так.
Первое. При формировании Правительства Волгоградской области необходимо обеспечить взаимосвязь его подразделений, в компетенцию которых входят наука, бизнес и производство.
Второе. Создание промышленных кластеров в регионе должно отвечать модели "тройной спирали", то есть в обязательном порядке включать научную составляющую.
Третье. Необходимо предусмотреть в бюджете области средства на поддержку инновационного развития региональной экономики, в том числе через систему научных грантов, возможностью наделения ведущих научных центров имуществом и земельными
участками для их развития.
Четвертое. Правительству Волгоградской области необходимо пересмотреть персональный состав и задачи научно-технического Совета и инвестиционного Совета области в соответствии с новыми задачами инновационного развития региональной экономики.
Пятое. Необходимо планировать подготовку специалистов с высшим и профессионально-техническим образованием, исходя, прежде всего, из потребностей региональной экономики.
- А интересно знать, Владимир Александрович, о чем я сейчас подумал?
- Говорите, Ефим Михайлович, говорите - вас не грех послушать, а совсем даже наоборот.
- Да мне по ходу нашего разговора вспомнились две библейские мудрости. Первая - блажен, кто верует. А вторая - о пророке в своем Отечестве…
- В ответ я повторю только то, что уже сказал: над этим важно, нужно и просто необходимо работать. Кстати, среди библейских мудростей есть и такая: все, что делаете словом или делом - делайте во славу…Давайте так и будем поступать, ладно?
- Удачи вам и вашим единомышленникам. Спасибо за беседу.