Три составляющих и ни одного надежного источника
С несколько необычным, мягко говоря, предложением обратилась Контрольно-счетная палата Волгограда к жителям города: принять участие в аналитическом исследовании доходных источников муниципального бюджета, возможных резервов и механизмов их пополнения. Целью его проведения, как говорится на официальном портале администрации Волгограда, является формирование единых подходов к существенному пополнению доходной части бюджета, выработке предложений по созданию системы скоординированных действий органов местного самоуправления, обеспечивающих комплексное решение задачи аналитического исследования.
В предложении КСП подчеркивается, что в настоящее время свои предложения по увеличению доходов бюджета вносят УФНС России по Волгоградской области, Совет директоров Волгограда, общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России», Общественная палата Волгограда и другие организации.
К этому призыв к активным и «продвинутым» гражданам внести лепту в казну города своим интеллектуальным трудом можно относиться как угодно: скептически, восторженно, настороженно , прагматически, и даже философски. В конце концов, можно и просто с позиции так модного нынче нового (старого) тренда: народ предложил, а мы посоветовались - и решили. В этой связи , как представляется, будет уместно вернуться к сообщению, которое прозвучало несколько недель назад. Тогда на общегородской планерке, временно исполняющий полномочия главы Волгограда Сергей Соколов обозначил три приоритетных муниципальных проекта на текущий год.Как было подчеркнуто, именно этим направлениям развития города руководство мэрии планирует уделить самое пристальное внимание в ближайшие месяцы своей работы .
Одним из главных направлений бюджетной политики областного центра в 2012 году должно стать дорожное строительство. «Для приведения в порядок основных магистралей Волгограда, в том числе 2-й Продольной, требуются колоссальные средства. Чтобы получить из областного фонда необходимую для дорожного ремонта сумму 1,8 миллиарда рублей, надо обеспечить городское софинансирование в размере 150 миллионов рублей», - отметил временно исполняющий полномочия главы города.
Второй задачей на этот год для муниципалитета станет создание как минимум 3 тысяч дополнительных мест в детских садах. В 2011 году в волгоградских дошкольных учреждениях было организовано 3156 мест, из бюджета на эти цели было направлено около 400 миллионов рублей. В этом году сумму планируется увеличить до 500 миллионов рублей, отметил Сергей Соколов.
Третьим, и тоже важнейшим проектом для Волгограда является продолжение строительства «подземки». «3-я очередь линии скоростного трамвая с двумя подземными станциями будет доведена до СХИ. Для работы метротрама планируется приобретение 70 современных трехсекционных трамваев. На данный проект в рамках федеральной программы развития легкорельсового транспорта в Волгоград будет ежегодно направляться по 3 миллиарда рублей в течение 2013-2015 годов», - сказал Сергей Соколов.
Как видим, названы три составляющие развития города. И пусть вас не смущает, что они были в приоритетах и пять, и семь лет назад. Проблема не в очередном обновлении болевых точек, а в том, что не названа ни один источник обеспечения их реализации - ни оптом, ни в розницу. Обратимся к некоторым цифрам.
Как известно, налоговые и неналоговые доходы бюджета Волгограда за январь-февраль 2012 года составили 1, 238 млрд. рублей. Это на 1,6 миллиона (или на 2%) больше, чем за первые два месяца предыдущего года.
По данным департамента экономики администрации Волгограда, по основному доходному источнику, за счет которого формируется бюджет Волгограда, - налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) - поступление составило 639, 5 млн. рублей. Поступления от земельного налога выросли на 6,8%и за первые два месяца они составили 174,8 млн. рублей. Кроме того, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,9% увеличились поступления единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности. В бюджет Волгограда по этой статье поступило 136, 6 млн. рублей.
И это что, деньги? Это слезы, а не деньги. Это протокол о намерениях, а не три источника, которые имеют отношение к трем составляющим предполагаемого развития областного центра такое же отношение, как руководство мэрии к популярному нынче афоризму: хуже богатства только бедность. Но, прекрасно понимая, что с деньгами трудно, когда их нет, мэрия Волгограда направила в администрацию области письмо с просьбой о выделении из регионального бюджета средств на ремонт городских магистралей.
Как отмечено в письме, мэрия ранее уже получила уведомление о предоставлении Волгограду субсидии из областного бюджета в размере 969,531 млн. руб. на автомагистрали. Для приведения городских дорог в порядок требуются дополнительные средства. «Учитывая неудовлетворительное состояние большинства автомобильных дорог Волгограда и несоответствие их эксплуатационного состояния требованиям государственных стандартов РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения, администрация Волгограда просит Вас к ранее обозначенным суммам предусмотреть выделение бюджету Волгограда дополнительно 1 млрд. руб. на осуществление дорожной деятельности», – говорится в письме, адресованном губернатору Сергею Боженову.
По мнению специалистов, в целом на приведение автомобильных дорог Волгограда в порядок необходимо около 2 миллиардов рублей. У города их нет. У области, при огромном дефиците бюджета, их тоже «отобрать» проблематично. Партийный «дорожный» проект «Единой России», похоже, закончился вместе с выборами. Закона о статусе Волгограда как областного центра тоже нет - никак не договорятся депутаты и исполнительная власть. А тут еще одна напасть: на вчерашней общегородской планерке прозвучала информация о том, что в последнее время в Волгограде активизировались попытки ряда юридических фирм взыскать с администрации города долги некоторых МУПов и поставить под удар бюджет Волгограда.
«В последнее время ряд юридических компаний, нанятых конкурсными управляющими, обратились в суды с требованием взыскать с администрации Волгограда долги предприятий, проходящих процедуру банкротства, - заявил Сергей Соколов. – Речь идет о тех муниципальных предприятиях, которые банкротились в 2003-2006 гг., причем внешними кредиторами, но не без участия руководителей города тех лет. Допустить этого мы не можем. Я обратился в силовые и правоохранительные органы Волгоградской области, а также к губернатору области Сергею Боженову с просьбой вмешаться в ситуацию. Мы не позволим рушить экономику Волгограда, бюджет и финансовую систему города».
Решимость городских властей в деле борьбы с теми, кто вознамерился «рушить экономику Волгограда, бюджет и финансовую систему города» можно и нужно приветствовать. Для начала - бурными и продолжительными аплодисментами. Но вот бить в ладошки не хочется. И не потому, что ладошек жалко, а потому, что это тоже воспринимается как протокол о намерениях, как громкая фраза.
А что, к примеру, будет, если претензии тех самых МУПов будут по суду признаны законными? Или против административного и силового лома нет приема? А почему бы, чтобы не рушить экономику, бюджет и финансовую систему города, ее представительной и исполнительной власти не поубавить аппетиты в расходах на себя, любимых? А почему бы…
Впрочем, остановлюсь и внесу такое предложение. пусть КСП Волгограда обратиться к жителям города с предложением продолжить этот перечень. Пусть его продолжат УФНС России по Волгоградской области, Совет директоров Волгограда, общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России», Общественная палата Волгограда и другие организации. Можно быть уверенным: реализация их предложений гарантированно станет источником хотя бы для одного из трех приоритетных проектов развития города.