Профанация либерализации
О том, что политическая система в России требует немедленных и решительных преобразований, что она критически отстала от уровня развития общества и это может обернуться для страны серьезными неприятностями, было сказано уже немало. Среди многочисленных политологических оценок, прозвучавших на эту тему, особенно выделялся доклад Центра стратегических разработок. Его авторы говорили о том, что на парламентских выборах, конечно, победит правящая партия, а на президентских непременно выиграет кандидат от правящего тандема, однако, предупреждали они, это не снизит, а лишь усугубит угрозу политического кризиса.
Эксперты ЦСР спрогнозировали рост протестных настроений после выборов в Москве и других крупных городах и указывали на опасность делегимитизации власти. Сегодня можно констатировать, что самый опасный "взрывной" политический сценарий не реализовался, и хотя власть заметно понервничала от митингов на Болотной и Сахарова, у нее еще осталось время и возможность водить общество за нос. Именно этим она сейчас и занимается, якобы "идя на уступки" оппозиции.
Вообще нельзя не заметить, что в современной России самая реформируемая и самая при этом неизменная среда – политическая. На протяжении долгих лет здесь происходит какая-то постоянная суета в режиме откручивания и закручивания гаек, именуемая то "бурным партстроительством", то "партийным упорядочиванием", в результате которого ничего, в принципе, не меняется. Сохраняется и укрепляется монополия одной партии, не остается места для реальной партийной конкуренции (на последнем форуме в Давосе представители российской делегации признавались в том, что бизнесменам рекомендовано помогать только "Единой России", но не другим партиям), неугодные власти политики и их структуры просто отсекаются от легального политического процесса.
Вчера в Госдуме прошло второе чтение проекта президентского закона о либерализации норм для регистрации партий. Если сейчас для этого требуется 40 тысяч человек, то, согласно этому законопроекту, для создания новой политической партии достаточно 500. Даже специально отмечается, что партия не может быть ликвидирована по признакам "недостаточной численности" ее членов. Она подлежит ликвидации лишь в том случае, если в течение семи лет подряд не принимает участия в выборах.
Идет процесс откручивания гаек, которые были два раза туго завинчены властью. Напомним, что до 2003 года в нашей стране официально действовало более 130 партий, но после ужесточения законодательства их число сократилось до 50. В конце 2004 года, когда для регистрации партийных структур была введена минимальная численность в 50 тысяч членов, количество официальных игроков на российской политической сцене опять резко сократилось до "оптимального" ныне варианта – семи партий. Теперь опять, наверное, будет около 130.
Нужно ли этому радоваться? Как отмечают многие эксперты, процесс оживления политического пространства, безусловно, прогрессивен. По крайней мере, с той точки зрения, что он обеспечивает гражданам свободу объединений. Однако этот законопроект гораздо больше похож на профанацию партийного законодательства, чем на его либерализацию. Он не укрепляет политическую систему, не делает ее гибкой и конкурентоспособной, а лишь дробит на мелкие кусочки протестный электорат, помогая тем самым "Единой России", которая неумолимо теряет свой авторитет.
Закон не позволяет создавать политические блоки, что было бы выгодно оппозиции, но дает власти возможность манипулировать декоративными партийными образованиями, которые будут выполнять на выборах роль спойлеров. Таким образом, для избирателей политическое пространство превращается в настоящий хаос, в котором трудно разобраться, а для власти этот хаос является едва ли не единственной возможностью поддержать правящую партию. Не случайно единороссы, с энтузиазмом голосовавшие за этот закон, не только расхваливают его на все лады, но и чувствуют себя главными политическими "либерализаторами", широко открывшими российским гражданам дверь в Царство Свободы. "Теперь все желающие могут свободно заниматься политикой", – гордо заявил лидер фракции "Единая Россия" в Госдуме Андрей Воробьев, комментируя итоги голосования.
Если же посмотреть, кто стоит в очереди на регистрацию, можно только ахнуть: среди 70 партий, которые уже обратились в Минюст, "Нетократическая партия", "Пираццкая партия", "Партия Любви", "Партия любителей пива", "Субтропическая партия", партия "Без названия", две партии "Добрые люди России", Российский Объединенный Трудовой Фронт, партия "Родина", Аграрная партия России, Партия пенсионеров, Национально-консервативная партия "Мы русский народ", Национально-демократическая партия, двойники "Союза правых сил" и Республиканской партии России, а также несколько монархических, казацких, коммунистических, социалистических, либеральных и экологических партий. Возможно, многие из них примут участие в региональных выборах уже нынешней осенью.
О создании своей "большой и амбициозной" политической структуры заявил лидер националистического движения "Русские" Дмитрий Демушкин. Живущий в Лондоне скандальный олигарх Борис Березовский объявил о том, что намерен создать "Партию Воскресения" – Христианско-демократическую революционную партию России, задачей которой станет "отстранение от власти Путина" (правда, по его словам, регистрация этой партии в Минюсте не понадобится). Работает над схемой создания сетевой структуры своей партии и Михаил Прохоров, занявший третье место на президентских выборах. По словам бизнесмена, уже более 80 тысяч человек хотят вступить в его партию. Можно сказать, что повезло политику Владимиру Рыжкову – после долгой и упорной борьбы Минюст решил все же отозвать свое обращение в Верховный суд с просьбой о ликвидации Республиканской партии.
А вот то, что творится с Партией народной свободы (ПАРНАС) совсем не вписывается в логику объявленной политической либерализации – вчера Мосгорсуд признал обоснованным отказ Минюста в регистрации этой партии, согласившись с тем, что устав организации не соответствует требованиям федерального закона. Таким образом, власть еще раз продемонстрировала, что именно она решает, кого можно допускать "заниматься политикой", а кого нет. По мнению члена научного совета Московского центра Карнеги Николая Петрова, такая политическая селекция лишь подтверждает сомнение в том, что Кремль всерьез заинтересован в развитии партийного строительства и появлении новых конкурентоспособных партий.
Тем временем, эксперты ЦСР готовят новый доклад о политической ситуации в России, который уже анонсировал в своих интервью президент Центра Михаил Дмитриев, и который широко обсуждается политологами. Дмитриев, в частности, считает, что политическое время "Единой России" подходит к концу (ей не поможет даже ребрендинг) и на следующих выборах левая оппозиция может получить большинство в Госдуме. Что касается протестной активности граждан, то она хотя и пошла на спад, но это вовсе не означает, что политический кризис в стране полностью преодолен. В ближайшие месяцы, считает Дмитриев, у власти могут возникнуть гораздо более серьезные проблемы, чем митинги оппозиции.