Кто, кого и зачем слушал на слушаниях в Волгограде
Сегодня жители Волгограда довольно вяло реагируют на событие, которое, якобы, возвращает им народовластие. Оно произошло вчера и называется «публичные слушания». Кавычки здесь не случайны, хотя сам факт имел место. А скепсис объясняется просто: называть общественными слушаниями то, что происходило в зале заседаний городской думы, можно только с очень большой натяжкой и то по формальным признакам.
Сколько граждан живет в Волгограде? Как следует из данных последней переписи, более миллиона. Сколько человек приняло участие в слушаниях? Около 135, как было объявлено при подсчете голосов. Среди них - 48 депутатов городской думы, представители администрации города, несколько депутатов областной думы, представляющих областной центр в региональном законодательном собрании, юристы, работники аппарата. Были в зале и те, кого один из выступающих назвал «активными горожанами».
Конечно, все перечисленные - тоже жители Волгограда, но обмен мнениями между собой они могли бы назвать как-то иначе. Например, так: дискуссия на тему об изменениях в Устав города с целью ввести прямые выборы мэра. Но общественные слушания - это обязательная процедура перед внесением в конституцию города такого рода изменений, и формальности должны быть соблюдены.
Они были соблюдены и более года назад, когда на слушаниях подобного рода те же депутаты «вывели» их на заданный высшими инстанциями результат: прямые выборы мэра было рекомендовано отменить. После этого, 13 апреля 2011 года гордума, выполняя «волю народа», приняла решение о введении в городе института сити-менеджера. Новая норма Устава определяла, что он будет назначаться по конкурсу, а глава Волгограда, он же спикер гордумы - избираться из числа депутатов. Однако, как известно, в течение года новая система утверждения градоначальника и управления городом так и не была введена. Считается, что в силу разногласий между депутатами. Ну что ж, кто хочет верить в это - пусть верит.
Прошло некоторое время, чувство самосохранения подтолкнуло политиков, в том числе и парламентского большинства, к необходимости слушать настроения масс, руководители страны задали вектор на выборность губернаторов и мэров, руководители регионов идею продублировали, чуткие к ветру перемен и движимые , конечно же, исключительно «интересами народа», волгоградские депутаты взялись за дело.
В июле 2011 года группа депутатов внесла в городскую думу проект постановления о возвращении прежней выборной системы. Однако до последнего времени он не рассматривался. И не мог рассматриваться, ибо это - норма уставная, которая может вводиться для рассмотрения на думе в качестве официального документа только после обсуждения на публичных слушаниях. Другими словами, слушания должны были ответить только на один вопрос: вносить или не вносить в Устав города поправки, возвращающие гражданам прямые выборы? Но спора о том, нужно ли это делать, на мероприятии, которые называют «публичные слушания», не было.
Сложилось ощущение, что и не для этого большого вопроса вовсе собрались в маленьком зале заинтересованные люди. Спорили о том, хорошо или плохо работает временно исполняющий обязанности главы города Сергей Соколов, некоторые депутаты выказывали неуважение, а некоторые - уважение председателю городской думы Ирине Каревой, о грязных дворах и разбитых дорогах и о готовности горожан провести пикеты у стен городской администрации.
Если обобщить все услышанное на месте события, то можно сказать так: политическая культура на общественных слушаниях отсутствовала. А споры о том, кто должен сейчас управлять Волгоградом, бессмысленны, ибо не этот вопрос выносился на обсуждение и голосование участников мероприятия, обязательного перед принятием поправок в Устав. А решение было таково: вернуть в Волгоград прямые всенародные выборы мэра. Ни одного против или воздержавшегося не было. Теперь окончательное решение о внесении изменений в Устав города будет приниматься на ближайшем заседании гордумы.
Вот там и будет уместно обсудить предложения о дате будущих выборов мэра. Это может быть либо март 2013 года - одновременно с выборами депутатов гордумы, либо осень нынешнего года или же осень 2013 года, когда пройдут выборы депутатов гордумы. На чем остановятся те, от кого зависит принятие решений? Имею в виду отнюдь не депутатов гордумы, хотя все три варианте они будут рассматривать и с позиций личного интереса, поскольку нельзя исключить, что многие из нынешних депутатов вновь захотят совершить «хождение во власть». Но дело в том, как будут раскладывать этот пасьянс другие участники политического процесса, называемого выборы главы города.
Как показывает практика, любой глава города, как и любой губернатор, даже назначенный на должность, активно работает по подбору кандидатов в депутаты и в меру возможностей содействует в успешном их продвижении к мандатам. Как показывает практика, не остаются в стороне и политические лидеры регионов и городов, что вполне естественно, ибо борьба за власть и есть смысл политической борьбы. Как показывают развивающиеся события, уже нынешней осенью на политическую сцену выйдет множество партий, зарегистрированные в формате нового закона, принятого Государственной Думой. Все это не может не учитываться в период обсуждения даты выборов.
В этих условиях депутаты, как представляется, будут стремиться провести выборы мэра Волгограда после своих, поскольку полагают, что сегодня позиции действующих руководителей исполнительной власти города достаточно слабы, и они не смогут в значительной степени повлиять на исход выборов. В свою очередь ни губернатор Сергей Боженов, ни его новые назначенцы не допустят слишком большой вольницы при выборах депутатов гордумы, поскольку хорошо понимают значение областного центра в расстановке сил на ближайшую и отдаленную перспективу. Но еще в большей степени губернатор и его люди будет держать руку на пульсе избирательного процесса главы города, что ярко представляется событиями вокруг смены власти в городе Михайловка.
Что значит, применительно к сказанному, держать руку на пульсе? А то, что среди прочего - это и подбор надежного кандидата на должность главы Волгограда. И логично предположить следующее: до тех пор, пока поиск и согласование этой кандидатуры не завершится той политической силой, которая представлена большинством и в городской, и в областной думе, процесс запущен не будет.
Если судить по некоторым фактам, такая работа уже началась - и не вчера. Возможной точкой отсчета были дни, предшествующие вступлению в должность нового губернатора Волгоградской области. Возможным включением в этот процесс лиц, которые представляются жителям города сторонними, стали события с формированием его новой команды. Вот там, что не исключено, и находится человек, чей опыт управления территорией, чья практика получения установленного показателя на выборах разного уровня давно получила, независимо от методов, высокую оценку - моральную и материальную.
Впрочем, не буду забегать вперед в своем мнении. Я ведь хотел только разобраться в том, кто, кого и зачем слушал на слушаниях в Волгограде.