Как в Волгограде чиновников «подрезали»
Как уже хорошо известно, в Волгоградской области, вместо администрации региона, создано Правительство. А его создание предполагает наличие разного рода должностей. И без реестра этих должностей, согласно бюрократическим процедурам, здесь не обойтись, что, заметим, вполне разумно, ибо как принимать не работу людей, если предназначенных для этого должностей просто нет. Поэтому и существует Закон «О реестре должностей государственной гражданской службы Волгоградской области».
Учитывая громкие заявления губернатора о том, что создание регионального Правительства не только не приведет к увеличению числа чиновников, но совсем даже наоборот, было логично ожидать, что эта идея получит законодательное подтверждение. Тем более что в процессе работы по созданию новой структуры исполнительной власти, КСП Волгоградской области завершила внешнюю проверку исполнения областного бюджета главным администратором бюджетных средств – аппаратом главы администрации Волгоградской области.
Как уточнил председатель КСП Игорь Дьяченко, «в ее рамках была осуществлена также проверка подведомственного государственного учреждения «Исполнительная дирекция администрации Волгоградской области». И чем все это закончилось? На этот вопрос Игорь Александрович ответил несколько обобщено: «В ходе проверочных мероприятий выявлено некачественное планирование бюджетных расходов, множественные нарушения действующего законодательства, нецелевое использование средств регионального бюджета, а также факторы, негативно влияющие на эффективность использования средств и государственного имущества области». А с подробностями председатель КСП предложил ознакомиться в соответствующем отчете, который направлен и губернатору области, и в областную думу. И подробности эти весьма любопытны.
Так, функции восьми структурных подразделений Аппарата (а это 69 единиц, или 16,2% от его штатной численности) фактически не отвечают своей основной цели - обеспечению деятельности Главы администрации области. Отдельные подразделения чрезмерно насыщены руководящими сотрудниками, как, например, в управлении промышленности и ресурсов, где из 9 штатных единиц – 6 руководителей (начальник управления, 3 заместителя и 2 заведующих отделами). В итоге такая особенность штатных расписаний отдельных региональных госорганов ложится дополнительной нагрузкой на областной бюджет, увеличивая долю затрат на их содержание.
Практически 5 млн. руб. из областного бюджета (вне рамок каких-либо программных мероприятий) потрачено на проведение социологических исследований на тему «Социально-экономическая и политическая ситуация в городах и районах Волгоградской области». КСП квалифицировала такого рода действия как отступление главного распорядителя бюджетных средств от установленного Бюджетным кодексом принципа результативности и эффективности.
Неэффективными, на взгляд финансовых контролеров, являются и ассигнования (1,9 млн.руб.), направленные на реализацию ведомственной целевой программы «Развитие потребительского рынка Волгоградской области на 2011-2013 годы», которая по расчетам самого исполнителя программы признана эффективной при неисполнении мероприятий с объемом финансирования 44% от общих назначений в 2011 году. Проверяющие пришли к выводу, что мероприятия в рамках реализации данной программы в виде конкурсов, семинаров и информационных систем совокупной стоимостью 3,7 млн. руб. не могут повлиять на многомиллиардные и триллионные макроэкономические показатели, характеризующие развитие торговли и отраслей экономики, выбранные в качестве целевых индикаторов.
По выводам специалистов КСП, отсутствие соответствующего нормативного регулирования финансового обеспечения деятельности подведомственных учреждений Аппарата, привело к многочисленным нарушениям. И это свидетельствует о ненадлежащем исполнении полномочий главного распорядителя бюджетных средств в части планирования, распределения и контроля бюджетных ассигнований по подведомственным получателям, в числе которых – ГУ «Исполнительная дирекция администрации Волгоградской области».
Не обошлось и без того, что на языке финансистов называется нецелевое использование бюджетных средств. В данном случае - на сумму 8,6 млн. рублей, которая сложилась как разница между фактически начисленной и выплаченной работникам данного учреждения заработной платы. Учитывая, что бюджетные средства выделяются получателям на осуществление оплаты труда в соответствии с законодательством, использование бюджетных средств на непредусмотренные выплаты и выплаты сверх установленных ограничений, квалифицировано КСП как нецелевое.
Помимо этого, ГУ «Исполнительная дирекция администрации Волгоградской области» израсходовало 1,2 млн. руб. бюджетных средств на транспортное обслуживание (оплату труда водителей, приобретение ГСМ, запчастей и расходных материалов) регионального совета ветеранов и областного военного комиссариата. Транспортное обслуживание этих организаций должно было осуществляться на платной основе, поскольку не входит в функции учреждения. Выше названная сумма бюджетных средств также отнесена к нецелевым расходам.
Отсутствие в учреждении планирования потребности в запчастях повлекло бесконтрольные затраты на их приобретение. Остаток запасных частей на конец 2011 года составил 9,7 млн. руб., что почти эквивалентно их годовому обороту. В ходе внезапной проверки выявлены факты нахождения в авторемонтной мастерской личных автомобилей работников учреждения и транспорта сторонних организаций без какого-либо документального сопровождения. Исполнительной дирекцией администрации Волгоградской области порядок оказания платных услуг надлежащим образом не установлен.
Все перечисленное - лишь часть тех нарушений, которые были выявлены по результатам проверки КСП, которая выработала ряд предложений и рекомендаций губернатору Волгоградской области. Их цель – устранение выявленных нарушений и повышение результативности и эффективности использования средств областного бюджета. Этому, как ожидалась, должна была способствовать и новая редакция закона «О реестре должностей государственной гражданской службы Волгоградской области». Но каково было удивление части депутатов, которые, изучив предложенный структурами исполнительной власти документ, увидели: им предлагается дополнительно утвердить целый ряд чиновничьих должностей, которых раньше в реестре не было. Несложно было понять и другое: никакого обещанного сокращения расходов бюджетных средств это не даст.
Об этом и заявил на заседании областной думы в минувший четверг депутат Михаил Таранцов. Он подчеркнул, что многие должности государственных служащих можно сократить, поэтому ко 2-му чтению у него будут правки, которые он уже подготовил и просит их рассмотреть. Например, он обосновал свои предложения и тем, что первые заместители председателя Правительства, просто заместители председателя Правительства региона вполне могут обойтись без помощников - ведь у каждого из них есть секретариаты. Кроме того, настаивал депутат, можно сократить и численность самых секретариатов: убрать должности заместителя руководителя секретариата у всех замов председателя правительства Волгоградской области.
Предложения Михаила Таранцова энтузиазма у большинства депутатов не вызвали - поправки предлагалось отклонить, а проект закона принять сразу во всех чтениях. Мотивация: отсутствие законодательно утвержденного реестра должностей чиновников приведет, якобы, к затягиванию окончательного формирования правительства. На заседании областной думы присутствовал губернатор Сергей Боженов. Непосредственно к нему и обратился за поддержкой депутат фракции КПРФ. И ему удалось убедить губернатора в том, что предложенное его структурами увеличение штата чиновников не будет способствовать повышению эффективности работы аппарата и сослался, в том числе, на упомянутые материалы проверки КСП.
Глава региона согласился с доводами депутата-коммуниста и поддержал его поправки. С их учетом и была принята новая редакция закона «О реестре должностей государственной гражданской службы Волгоградской области». Можно, конечно, вслед за депутатом Олегом Болотиным, заявить: случай для нашей областной думы беспрецедентный. А можно задаться и таким вопросом: почему, несмотря на публичные заявления о необходимости оптимизации расходов на содержание чиновников, не прекращается закулисная возня по принципу «ну, как не порадеть родному человечку»?