В Волгограде средства на дистанционное обучение детей- инвалидов использовались неэффективно
Еще в 2009 году Волгоградская область получила из федерального бюджета первые субсидии на развитие дистанционного образования детей-инвалидов. Получала она их и два последующих года, что в общей сумме составило 102,2 млн. руб. Однако ни целевой программы по развитию дистанционного образования детей-инвалидов, ни какой-либо другой, четко работающей системы такого обучения, определяющей его этапы и сроки, в регионе не принято. Более того, в областном комитете по образованию даже не знают точного количества детей-инвалидов, желающих получать образование по дистанционным технологиям.
К этому выводу пришла Контрольно- счетная палата Волгоградской области, завершив проверку исполнения данного мероприятия в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в Волгоградской области за 2010 - 2011 годы. С материалами проверки журналистов познакомили в пресс- службе ведомства. В отчете особо подчеркивается, что «средства федерального бюджета (102,2 млн.руб.) на создание центра дистанционного образования детей-инвалидов и условий для дистанционного обучения 321 ребенка-инвалида, на специальную подготовку не менее 211 педагогов и 230 родителей, получены областью в полном объеме».
А вот как звучит еще один вывод: «но и при наличии денег, что оказалось, рационально и эффективно распорядиться ими исполнительная власть региона не смогла». В отчете приводятся такие факты: фактически за три года (по состоянию на 01.01.2012) средства субсидии использованы в размере 60,8 млн. руб., или на 59,5 процентов. По дистанционным технологиям обучилось только 75 (23,4 %) детей-инвалидов. Специальную подготовку прошло менее половины от возможного количества учителей и родителей, зато вместо одного создано 2 центра дистанционного образования.
В нарушение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, из 41,3 млн. руб., выделенных региону в 2011 году в виде субсидии на организацию дистанционного образования детей-инвалидов, не использовано ни рубля, а вместо софинансирования, предусмотренного областным бюджетом в размере 39,9 млн. руб., власти смогли изыскать только 8 миллионов. В итоге соглашение, которое было заключено между комитетом по образованию Волгоградской области с Минобрнауки РФ об организации дистанционного обучения детей-инвалидов, в полном объеме не исполнено.
В числе многочисленных нарушений, установленных КСП при проверке средств, выделенных на организацию дистанционного процесса обучения, - отсутствие надлежащего контроля со стороны областного Комитета по образованию за исполнением госконтрактов и, как следствие, оплаченные, но не оказанные услуги на сумму 1,6 млн. рублей. . Ущерб, причиненный бюджету в результате выхода из данного проекта двенадцати подготовленных педагогов, составил 866 тыс. рублей.
Практически целый год 226 комплектов специального оборудования в образовательном процессе не использовалось, зато 130 из них (стоимостью 21,4 млн.руб.) были установлены детям-инвалидам при отсутствии им рекомендаций об обучении на дому. Еще 13 детей-инвалидов были зачислены в центр дистанционного обучения при Волгоградском лицее-интернате «Лидер», в то время как они нуждались в обучении по специальным коррекционным программам.
Кроме перечисленных, КСП делает еще один вывод: «отсутствие обоснованного расчета стоимости услуг, связанных с организацией дистанционного образования детей-инвалидов на территории Волгоградской области, привело к неэффективному использованию бюджетных средств в виде завышенной стоимости услуг на более чем на 5 млн. рублей».