В этом альбоме часть души и любовь к Волгограду
Удивительно не то, что волгоградский «Издатель» выпустил большой альбом живописи и графики Нинель Дмитриевны Пироговой. Удивляешься, делится с читателями газеты «Волгоградская правда» журналист Юлия Гречухина, что произошло это впервые только сейчас, когда известная художница отмечает свой 83-й день рождения. Нинель Пирогова своего возраста не скрывает. А сколько лет дружит с кистью и карандашом?
– Почти с рождения, - отвечает ей художница. – Сколько себя помню, мы с сестрой рисовали. Мне, кроме этого, вообще ничего не надо было. Вот без малого 83 года не расстаюсь с красками, бумагой, холстом. Большую часть этих лет отдала Волгограду, исключая время учебы в Кишиневском училище и Таллиннском художественном институте.
– Ни дня без наброска – это про вас, Нинель Дмитриевна?
– Да. У меня всегда с собой дежурный блокнот. И сейчас он со мной в сумке. Никогда не работаю по фотографии. Где бы ни была, делаю набросочки, по которым потом что-то придумываю: станковая и монументальная живопись, книжная графика, пастель, уголь, акварель, линогравюра, офорт... Лирический портрет и языческое «ню», пейзаж, натюрморт... Ничего не забыла? Я считаю, что художник должен быть разносторонним. Мне лично скучно заниматься одним и тем же. Надоедает. Стараюсь пробовать все.
– Вам не чуждо и моделирование одежды?
-Это хобби с детства.
– Спрашиваю об этом не случайно. Всегда жду, в чем вы появитесь на очередном вернисаже. И ожидания обычно не обманывают. То на вас шляпка экстравагантная с пером, то элегантная блуза с розой у высокого ворота, то перстень с необычным камнем. Вы следите за модой?
– Любопытно наблюдать, как она развивается, куда идет. Но для того, чтобы одеться, не прикладываю больших усилий. Например, сегодняшний костюм собрала из того, что нашлось в шкафу: свободное шелковое платье, жилет, подходящий по тону. В аксессуарах предпочитаю не золото, а серебро, потому что с этим металлом ювелиры свободнее фантазируют.
– Тот, кто был волгоградским школьником в 70-80-е годы, скорее всего, помнит книги Нижневолжского издательства «Остров сказок», «Золотой ключик», «Аладдин и волшебная лампа», «Былины». Картинки в них были необычно яркими для того времени, их так нравилось рассматривать... Не все знают, что их автор – вы, Нинель Дмитриевна. Так же, как и росписи в интерьере кафе «Дюймовочка» на Аллее Героев, где хоть раз ел мороженое каждый волгоградский ребенок советской эпохи...
– А еще в те годы в Нехаевском районе на фасаде одной из школ я сделала мозаику. Не знаю, цела ли она сейчас...
– Вы любите все новое. Это «заводит», да?
– Могу загореться от малой искорки. Например, даже от того, что у моих студентов что-то задуманное пока не получается. (Нинель Пирогова 20 лет преподает на кафедре рисунка и живописи в Институте художественного образования ВГСПУ) Тогда я прихожу домой и стараюсь найти художественное решение. Что греха таить, испытываю душевный подъем от того, что могу немножко больше, чем молодежь.
Художница говорит, что объездила примерно 40 стран. Наверное, объясняет, это- потребность постоянно что-то для себя открывать в окружающем мире пошла с детства. Мои родители – железнодорожники. Отец был инженером по строительству мостов. Менялись объекты, наша семья постоянно переезжала. Передо мной мелькали города и поселки. Наверное, поэтому мне до сих пор трудно усидеть дома несколько месяцев кряду. Все тянет куда-то ехать.
– Например, где недавно побывали?
– Прошлой осенью на Крите. Такие поездки – лучшая подпитка для дальнейшей работы. Точно так же меня зажигает, пожалуй, только талант коллег. Стараюсь посещать все выставки волгоградских художников, радуюсь их успехам. Очень понравилась, например, недавно прошедшая в Волгограде персональная выставка Ларисы Самариной – у нее прекрасное видение, юмор, умение стилизовать рисунок. У Виктории Аксеновой хорошая выставка сейчас продолжается в музее изобразительных искусств.
Мое убеждение, что в Волгограде – очень сильные художники, которые не оценены городом. Совсем не идеализирую советские времена, но тогда отношение к мастерам искусства было гораздо лучше. Мы были защищены, чувствовали, что нужны, нам давали заказы. Сейчас художники оказались кинуты в свободное плавание, где уцелеют только самые сильные. При этом в истории остается не чиновник, обслуживающий государство, а искусство. Обидно, что власть про это как-то «забывает». Однако когда те же руководители едут куда-то за рубеж представлять наш город, что они берут они с собой для подарка? Картину, керамику – то, что создали в мастерских волгоградские художники.
– Или вот такой прекрасный альбом, рассказывающий о творчестве волгоградцев...
– Я благодарна музею изобразительных искусств имени Машкова и его директору Елене Орловой за инициативу и помощь в издании альбома (первое крупное издание обо мне). В нем останется часть моей души, любви к Волгограду, ставшему родным для меня городом с 1958-го...