Пенсионный шок все-таки придется испытать
Минздравсоцразвития придумало новую формулу начисления пенсий. Она будет зависеть от трудового стажа сотрудника и... мнения правительства о том, хватит ли денег на большие выплаты.
В связи с тем, что Дмитрий Медведев на совещании в конце февраля фактически отказался от плана реформы, предложенного в рамках "Стратегии-2020", вариант, представленный сейчас ведомством Татьяны Голиковой, имеет все шансы стать основой очередной пенсионной реформы.
Концепция проекта Минздравсоцразвития несет в себе старую идею: как бы поменьше платить старикам. Его расчеты, если таковые имеются, выполнены "на коленке". А главное – он лжив от начала и до конца.
Чиновники социального ведомства уверяют, что не поддерживают увеличение пенсионного возраста. Однако они предлагают повысить трудовой стаж, необходимый для получения полной пенсии до 40 лет для женщин и 45 для мужчин. Путем самых несложных вычислений можно прийти к выводу: чтобы получать пенсию, которую команда Голиковой называет "полной", начиная с 55-ти и 60-ти лет соответственно (таков сегодня пенсионный возраст), необходимо начать официально работать в 15 лет. И главное – никаких дневных вузов или средних специальных учебных заведений, и детей рожать женщинам тоже не стоит, иначе не наберут стаж.
Но дело не только в этом. Минздравсоцразвития, "изучив опыт ведущих стран мира", предлагает сформировать для россиян трехступенчатую пенсионную систему. Первая ее часть – трудовая (страховая) пенсия. Ее должна обеспечить государственная система за счет страховых взносов работающих граждан.
Часть вторая – корпоративная (профессиональная) пенсия. Она будет выплачиваться работникам тех "отдельных организаций или отраслей", которые будут вносить дополнительные платежи "от самих работников и работодателей на основании коллективного договора или тарифного соглашения с участием профсоюзов". Дальше – еще интереснее: "договор может предусматривать обязательное участие работника в такой корпоративной системе".
Наконец, последняя третья часть – частная (накопительная). Ее формируют выплаты за счет личных накоплений работника, которые он делал добровольно, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, страховой компанией или кредитной организацией.
Количество вопросов, возникающих при чтении этого чиновничьего творения, огромно.
Возьмем первую часть пенсии – трудовую, поскольку ее должны получать все. Люди, уже оформлявшие пенсию, столкнулись с реальным воплощением сомнительных формулировок, сопровождавших предыдущие этапы нашей бесконечной пенсионной реформы. Для тех, кто родился до 1967 года, а потому на переводимые работодателем деньги накопительной части пенсии права не получил, была придумана элементарная ловушка. Если у вас в 2000-м и 2001-м году (а это было время, когда у работодателей еще не было привычки платить "белую" зарплату, отчисляя деньги в пенсионный фонд) не накоплены пенсионные отчисления, то для определения размера пенсии необходимо представить документы о зарплате за пять лет подряд до этого времени.
При этом вам дается табличка, сколько вы должны были зарабатывать и в какие годы, чтобы пенсия начислялась вам без применения понижающего коэффициента. Эту замечательную табличку придумали люди, сделавшие вид, будто они слыхом не слыхивали о том, как платили зарплату в СССР. Поэтому, чтобы пенсию рассчитывали с полного заработка, необходимо ежегодное ее повышение. Ненамного: 10, 20, 30 рублей. Но этого хватает, чтобы у большинства граждан пенсия оказалась минимальной.
При этом нам объясняют, что все делается "по-честному": все страховые взносы, внесенные в пенсионную систему за трудовую жизнь, суммируются, итоговая сумма делится на утверждаемый правительством показатель – ожидаемый период выплаты пенсии в месяцах (так называемый "срок дожития"). К 2013 г. "срок дожития" должен быть равен 228 месяцам. При этом вопрос о том, как считать взносы людям, проработавшим до "зурабовской" реформы пару десятилетий, не ставится.
Теперь Минздравсоцразвития предлагает вместо этой системы другую. Новая пенсионная формула должна вместо принципа "банковского счета" (сколько денег на счету, такой и будет пенсия) основываться на "индивидуальном коэффициенте пенсионера". То, что говорится об этом коэффициенте, поражает воображение. То, о чем умалчивается, – тем более.
Начнем со второго: никаких расчетов реальной пенсии, которую мог бы получать человек "в типовых случаях" по новой формуле, министерство не приводит. Поэтому самостоятельно рассчитать, повысится или понизится пенсия при новой системе у работающего всю жизнь гражданина, невозможно. Для подобных расчетов нужно соотнести имеющийся у человека стаж с нормативом (40-45 лет), а также его средний заработок за всю жизнь со средней зарплатой за тот же период по всей стране. И подсчитываться эта самая средняя зарплата будет по сумме страховых взносов, фактически поступивших в Пенсионный фонд, а не по данным Росстата. А затем уже полученный таким образом индивидуальный коэффициент пенсионера будет умножаться на величину его среднего заработка за квартал, предшествующий выходу на пенсию.
Как уверяют нас чиновники, коэффициент замещения зарплаты пенсией должен составить не менее 40 % от среднего заработка за весь стаж или за достаточно продолжительный период – 10-15 лет.
Единственное, что можно точно сказать, опираясь на данные, которые госпожа Голикова со товарищи довели до нашего сведения, это то, что если вы начали работать в 15 лет, чтобы заработать к 60-ти полный стаж, то годы вашего малооплачиваемого подросткового труда в итоге будут уменьшать ваш общий средний заработок. Еще будет оказывать влияние тот факт, что рост зарплаты пожилых людей происходит медленнее, чем рост средней зарплаты в стране. Поэтому каждый последующий год работы может вести к снижению, а отнюдь не к росту будущей пенсии. А чтобы мы не сомневались, какой получится эта пенсия в итоге, чиновники сразу же пишут: она должна соответствовать величине минимального потребительского бюджета пенсионера – 2,5-3 прожиточным минимумам.
Сегодня прожиточный минимум пенсионеров установлен в размере 4961 рубля. То есть в Москве, например, гарантированная и отнюдь не самая низкая по стране пенсия неработающего пенсионера превышает эту умноженную в 2,5 раза сумму на 400 рублей. Проще говоря, профильное ведомство обещает сохранять и дальше тот же низкий уровень пенсий. А тем, кто не может и не хочет жить на эти смешные деньги и продолжит работать, в праве получать пенсию будет отказано.
Оказывается, пенсия у нас – не то, что человек заработал десятилетиями нелегкого труда, а дар пенсионного ведомства, положенный, видимо, за хорошее поведение. И тем, кто этого дара до конца не оценил и хочет большего, в нем будет отказано. Более того, если человек официально выйдет на пенсию в 55-60 лет, но продолжит работать, то этот стаж уже не будет зачитываться для получения максимального размера пенсии.
Одним словом, о нормальной пенсии, которую можно получить не прямо перед смертью, лучше забыть сразу после законодательного утверждения планов Минздравсоцразвития.
Особо заботятся чиновники о тех гражданах, которые имеют право на досрочную пенсию. Их работодатели будут платить очень высокие социальные сборы – на 10-15 % больше обычных. При этом обычная ставка страховых взносов (именно в Пенсионный фонд, только на трудовую часть пенсии) с 2014 года должна быть установлена на уровне 22 %. Следовательно, повышенные ставки окажутся равны 32–37 %, то есть достигнут именно тех величин, при которых бизнесу выгоднее уйти в тень или перерегистрироваться в том же Казахстане. А ведь здесь еще не учтены взносы на корпоративную и частную части пенсии.
Тем временем, Минфин накануне также сформулировал свои взгляды на стратегию развития пенсионной системы. Еще 4 апреля замминистра финансов Александр Новак отправил в Минздравсоцразвития письмо с предложениями своего ведомства. В частности, предлагается увеличить пенсионный возраст до 63 лет и для мужчин, и для женщин. Причем, увеличивать его, начиная с 2015 года, планируется постепенно и разными темпами – прибавляя по 3 месяца в год для мужчин и по 6 – для женщин.
Так что можно с грустью сказать: то, как "кинули" с пенсией старшие поколения, – детские шалости, по сравнению с тем, как кинут тех, кто родился после 1967 года. При такой системе остается лишь копить себе на старость, не надеясь на государство: оно заботиться о своих пожилых гражданах не собирается.