О круговороте бюджетных средств при «охране» окружающей среды
В Волгограде заинтересованные структуры изучают сделанное на днях заявление члена Правления ОАО «РусГидро» Бориса Богуша: спасти Волго-Ахтубинскую пойму от исчезновения может подъем Чебоксарского водохранилища до проектной отметки 68 м. Это доказывают расчеты, выполненные в обосновании инвестиций завершения строительства Чебоксарского гидроузла.
«Полезная емкость Чебоксарского водохранилища в 5 кубокилометров позволила бы создать резерв для водотока в пойму Ахтубы и тем самым решить возникающую ежегодно проблему ее обводнения. Вместо того чтобы аккумулировать воду в половодье, гидроэнергетики вынуждены вхолостую сбрасывать ее в нижний бьеф. При этом не могут быть выдержаны сельскохозяйственная и рыбная полки на нижней Волге, потому что вода уходит для среза пика половодья»,- прокомментировал свое заявление Борис Богуш.
Согласно проектным расчетам, - добавил он, - при поднятии уровня появится резервный запас пресной воды в объеме 5 км3. Это позволит обеспечить Росводресурсам более гибкий график водного режима по всему Волжско-Камскому каскаду, в том числе пополнить водозапасы Куйбышевского водохранилища, снизить угрозу засухи в маловодные периоды и, что очень важно, обеспечить защиту уникального заповедника - Волго-Ахтубинской поймы - от вымирания.
Однако, есть, как минимум, и еще одна, очень серьезная причина для беспокойства: на территории Волгоградской области, включая, в том числе, и зону уникального заповедника, имеется 152 гидротехнических сооружения (ГТС), которые представляют опасность населенным пунктам в случае их прорыва. При этом 65 из 152 потенциально опасных ГТС находятся в аварийном (разрушенном) либо частично рабочем состоянии. Из них 32 не имеют хозяина или их форма собственности не определена.
Но в то же время, только 6, причем бесхозных гидротехнических сооружений, комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области запланировал отремонтировать в 2012 году (стоимость ремонта 71 млн. руб., в т.ч. 12 млн. руб. за счет областного бюджета). Заявка на ремонт гидротехнических сооружений, по словам областных чиновников, предполагала больше объектов и финансовых средств, но на федеральном уровне ее не утвердили.
Следует отметить, что в соответствии с Водным кодексом РФ, мероприятия в области охраны водных объектов, предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, являются полномочиями Российской Федерации, переданными на уровень субъекта РФ. На их осуществление из федерального бюджета предоставляются субвенции. При наличии соответствующего областного закона субъект РФ имеет право на осуществление переданных им полномочий использовать дополнительно собственные материальные ресурсы и финансовые средства, но проблема в том, что такого закона в Волгоградской области нет.
Еще два года назад Контрольно-счетная палата области (КСП) рекомендовала комитету природных ресурсов разработать проект закона, определяющего порядок использования средств регионального бюджета для осуществления полномочий в сфере водных отношений, но воз и ныне там. В результате - у области отсутствуют закрепленные законом расходные обязательства в данной сфере.
Вместе с тем, как говорится в материалах КСП по итогам проверки комитета охраны окружающей среды и природопользования правительства Волгоградской области, за последние два года из бюджета региона на расчистку русел рек и определение границ водоохранных зон направлено 54 млн. рублей. Более того, отсутствие критериев отбора объектов на выполнение вышеуказанных мероприятий за счет средств областного бюджета, а также единоличное утверждение перечня таких мероприятий и объектов председателем комитета, по мнению КСП, потенциально содержит коррупционную составляющую.
Как неэффективное расходование комитетом природных ресурсов бюджетных средств КСП назвала капитальные вложения (1,1 млн.руб.) на проектно-сметную документацию по берегоукреплению в районе села Нижняя Добринка Камышинского района, по противопаводковым и противооползневым мероприятиям на реке Ахтуба в селе Заплавное Ленинского муниципального района. Строительство данных объектов практически не велось, и областным бюджетом на 2012 год его финансирование также не предусмотрено. По пояснению комитета, судьба данных долгостроев может решиться лишь к 2015 году при условии их включения в федеральную адресную инвестиционную программу.
Ряды долгостроев, судя по всему, пополнят и такие объекты капстроительства, как инженерная защита территории г.Урюпинска от подтопления (29% готовности) и защита месторождения целебных грязей озера Эльтон от воздействия водной эрозии и эоловой деятельности в Палласовском муниципальном районе (65% готовности). Средства на их возведение (остаточная сметная стоимость – 105,6 млн. руб.) областным бюджетом на 2012 год не запланированы.
Много вопросов вызвал у КСП такой факт, как заключение областным комитетом природных ресурсов государственного контракта с генеральным подрядчиком ООО МПП «Корунд» стоимостью более 334 млн. рублей. Предмет договора - берегоукрепление правого берега Волги в р.п.Светлый Яр. Как выяснилось в ходе проверки, буквально на следующий день, в результате заключения ООО «Корунд» договора субподряда с ООО «Монолит» стоимость строительства «подешевела» на 67,8 млн. руб. (на 20,3%), тогда как объемы и виды работ по строительству объекта не изменились.
Столь значительное снижение стоимости строительства, по мнению КСП, возможно лишь, во-первых, в случае завышения стоимости объекта строительства в проектно-сметной документации, что предполагает проведение ее повторной экспертизы; во-вторых, при использовании строительных материалов по ценам ниже предусмотренных локально-сметным расчетом (хотя на данном этапе фактов использования более дешевых материалов не установлено); и, наконец, за счет некачественного или неполного выполнения предусмотренных видов работ, где наибольший удельный вес занимают земляные работы, в том числе по разработке и перемещению грунта и отсыпке насыпи. Провести контрольные обмеры данных работ технически сложно.
На организацию экологических конкурсов среди школьников, комитетом перечислено коммерческой структуре более 800 тыс. рублей, из них на приобретение призов – 351 тыс. руб., а остальные деньги – оплата организатору за услуги, которые комитет вполне мог осуществить самостоятельно.
По результатам проверки КСП сделала несколько выводов. Например, о необходимости проведения инвентаризации всех расходных обязательств комитета, разработки областного закона и ряда иных нормативных правовых актов для более эффективного осуществления возложенных на него полномочий. Очень важно утвердить в областной программе «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование на территории Волгоградской области» на 2010-2013 годы целевые показатели которые будут , реально отражать состояние качества окружающей среды.