Уникальное изделие возвращается домой

Сегодня, в Международный день музеев, в Останкинском дворце-театре состоится знаменательное событие. После 16-летнего отсутствия в музей возвращается ценный экспонат - овальный фарфоровый медальон с профилем Петра I на голубом фоне в бронзовой золоченой раме (Англия, Веджвуд, 1780-1790 гг. Бисквит, овал 40 х 30), похищенный из Московского музея-усадьбы Останкино 28 апреля 1996 года.

Медальон с профильным портретом Петра I, так же как и парный ему медальон с изображением Екатерины II, является уникальным произведением и относится к первоначальному убранству дворца-театра, построенного графом Николаем Петровичем Шереметевым в своем подмосковном имении Останкино в конце XVIII века. Самое ранее упоминание о медальонах встречается в первой дворцовой описи 1802 года. В дальнейшем, вплоть до похищения, медальоны неизменно находились на своих местах – на стене лоджии под хорами Голубого зала, счастливо пережив наполеоновское нашествие, Октябрьскую революцию и Великую Отечественную войну.

История создания медальонов изучена специалистами музея довольно полно. Сюжет медальона с профильным портретом Петра I, впервые указанный в каталоге фирмы Веджвуд (1773 год) неоднократно, начиная с 1779 года, повторялся в изделиях фирмы. Однако есть все основания считать останкинский портрет тем самым, который был сделан в 1773 году, так как он - единственный из всех известных на сегодня аналогичных изображений - совпадает с указанным в каталоге 1773 г. по размеру и цвету фона (голубая яшма).

Попытка повторить изделие в 1779 г. окончилась неудачей, так как медальон, как указано в документах фирмы за этот год, треснул при обжиге. Мастер, который формовал первый медальон, к этому времени умер, и секрет изготовления такого большого фарфорового пласта оказался утрачен. В дальнейшем в изделиях фирмы Петр I изображался только на керамическом черно-базальтовом фоне или целиком из черно-базальтовой массы.

Не подлежит сомнению, что портреты Петра I и Екатерины II были сделаны по русскому заказу. Скорее всего, заказчиком их был будущий строитель Останкинского дворца – граф Николай Петрович Шереметев, который во время своего заграничного путешествия полгода провел в Англии (с октября 1771 по март 1772).

После похищения медальона сведения о нем были незамедлительно переданы музеем в Московский уголовный розыск, Международное бюро Интерпола, Государственный таможенный комитет, Музей Веджвуда. Следственным управлением при УВД по СВАО г. Москвы было заведено уголовное дело № 008817, приостановленное 29 августа 1996 г. по п. 3 ст.195 УПК РСФСР (в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого). В 1996-1997 гг. сведения о пропаже и фотография печатались в прессе и транслировались по телевидению. В 2006 г. изображение медальона было опубликовано в сборнике Росохранкультуры «КАТАЛОГ предметов искусства и антиквариата, находящихся в розыске», а сведения о нем размещены в базе Федеральной государственной информационной системы ЭРПАС.

18 сентября 2011 года сотрудниками музея изображение медальона было обнаружено на сайте аукционного дома Доротеум (Вена) в электронном каталоге назначенных на 13 октября торгов. Музей немедленно обратился в Министерство культуры, МВД и Интерпол. Аукционным домом предмет был снят с торгов, и в результате долгих совместных усилий российских и австрийских специалистов наконец-то возвращается домой, в Останкинский дворец, на фасаде которого висит старинный герб графов Шереметевых с удивительно подходящим к случаю девизом: DEUS CONSERVAT OMNIA (Бог сохраняет всё).

Сейчас Останкинский дворец готовится к комплексной реставрации, и Голубой зал находится в зоне, закрытой для посещения. После завершения реставрационных работ, намеченного на 2016 год, Петр Великий вновь займет свое историческое место рядом со своей парой -Екатериной Великой.
 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий