Депутат Госдумы Мария Максакова отправляется на праймериз «Единой России»
В настоящее время Мария Максакова работает депутатом Госдумы России от Астраханской области. При этом Мария Петровна является действующей солисткой оперной труппы Мариинского театра.
Многие политологи по праву называют Мария Максакову одним из самых «эффективных» депутатов, причем признают это даже те, кто не испытывает особых симпатий к политической партии «Единая Россия», которую представляет депутат. Мало кто знает, что кроме музыкального образования, у Марии Максаковой есть и юридическое, которое, по ее собственным словам, весьма помогает в законотворческой деятельности. В частности, при непосредственном участии Марии Максаковой принят Закон «О меценатской деятельности». Необходимость подобного закона назрела давно, и нуждались в нем обе стороны: как дающая, так и принимающая в дар.
Стоит отметить, что в ходе работы в Государственной Думе Мария Максакова была одной из немногих, кто противостоял проекту федерального закона № 289979-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений».
Из стенограммы выступления М.П. Максаковой на заседании Госдумы:
« … Законопроектом предлагается, невзирая на рекомендации Международной организации труда, внести в Трудовой кодекс поправки, в соответствии с которыми трудовые договоры с творческими работниками должны заключаться только на определённый срок, например, на пять лет. Затем соискателю необходимо вновь подавать документы и проходить конкурсные процедуры для заключения нового контракта, между тем, многие известнейшие деятели культуры в один голос говорили мне, что для решения трудовых споров им вполне достаточно действующей нормы – аттестации. Никто не спорит, развившийся в последнее десятилетие ангажементный тип театра, который строится на срочных контрактах с актёрами, тоже имеет право существовать, но значит ли это, что надо уничтожать театр репертуарный, а ведь именно к этому приведёт резкий тотальный переход на контракты? Сегодня в театрах, цирках, музыкальных, танцевальных и других творческих коллективах нашей страны трудятся сотни народных и заслуженных артистов – как эти люди, в большинстве своём уже немолодые и не очень здоровые, воспримут подобную перспективу?...
Не хотелось бы, чтобы новый закон стал причиной для эпидемии инфарктов и инсультов среди работников искусства и культуры.
Один из аргументов, приводимых сторонниками законопроекта, – экономия бюджетных средств, которые сейчас выплачиваются актёру, не занятому в постановках. Но подобные простои в огромном числе случаев (я сужу об этом уже по личному опыту, хотя у меня контракты как раз есть, в том числе с Мариинским театром, на три года, я сама всегда работала по контракту, но мои коллеги, я это видела своими глазами, работают в разных условиях, и, к сожалению, в отношении них в пятидесяти процентах случаев априори надо говорить об абсолютной несправедливости) – это вина не актёра, а руководства, потому прямая задача руководства театра – формировать репертуар и искать варианты творческих решений, при которых возможности труппы реализуются максимально. В большинстве театров так сегодня и происходит, например, артисту балета, который по возрасту уже не может выступать на сцене, предложат работу в репетиционном зале, актёры по соглашению сторон становятся помощниками режиссёров или гримёрами, не умножая армию безработных. Для этого руководителям творческих коллективов необходимо постоянно совершенствовать репертуар, прилагать некоторые усилия и искать необходимые компромиссы. Законодательство должно обязать их это делать, чтобы защитить тех работников, которые вполне ещё могут принести пользу своему коллективу.
Я считаю необходимым провести широкое обсуждение законопроекта с представителями творческих союзов, я имею в виду парламентские слушания. Необходимо привлечь профсоюзы к обсуждению и доработке законопроекта, может быть, даже организовать некую согласительную комиссию, которая должна собрать и учесть все мнения. Я хотела бы напомнить, что артист не дворник, и ему очень трудно найти новый участок для старой метлы. Принимая во внимание, что сегодняшняя ситуация не идеальная, и соглашаясь с авторами законопроекта, мы должны позаботиться о социальной подушке безопасности. Я, конечно, буду вносить поправки относительно категорий людей, к которым эта норма не может быть применена…»
– С житейским опытом пришло понимание того, что никто, кроме нас самих, не сделает нашу жизнь лучше, – рассказывает Мария Максакова. – Именно поэтому в 2011 году я баллотировалась в депутаты Государственной думы от Астраханской области от политической партии «Единая Россия». Астрахань – малая родина моей бабушки – Марии Петровны Максаковой-старшей. Очень многое в городе связано с ее именем, например, филармония носит её имя, и новый оперный театр находится на улице, названной в ее честь. Будучи ответственным депутатом, я никогда не ограничивалась политической деятельностью, а стремилась всегда добавить к ней социальную составляющую. За пять лет, благодаря специально созданному мною Региональному Общественному Благотворительному фонду Марии Максаковой, была проведена большая и кропотливая работа по поиску и продвижению детей, одаренных в области академического искусства. Я считаю эту работу продолжением дела моей бабушки и отдаваемой ей данью уважения с моей стороны и со стороны одаренных астраханцев». В частности, по инициативе Фонда в 2009 году в Астрахани стартовал конкурс «Музыка детских сердец», который из регионального, без преувеличения, стал всероссийским. Например, в 2014 году астраханских детей горячо приветствовали москвичи в Концертном зале имени П.И. Чайковского.
По словам г-жи Максаковой, девиз ее жизни – «Нельзя фальшивить – ни на сцене, ни в политике!»
Насколько известно, приоритетной задачей для Марии Максаковой - отстаивание социальных прав артистов. Она уже сделала это одним из основных направлений своей депутатской деятельности и отступать от него не собирается.
– Ни для кого не секрет, что многие известнейшие в прошлом артисты живут и умирают в нищете и забвении. Так быть не должно, как продолжатель актерской династии, я это понимаю и чувствую, как никто другой, – убеждена Мария Максакова. – Я прихожу в Санкт-Петербург не с пустыми руками – приобретенный в Комитете по культуре опыт позволяет утверждать, что смогу быть полезной для Северной столицы. Ведь культура для Петербурга является не только национальной гордостью, в ней заложен глубокий социальный и даже ресурсообразующий аспект. Состояние учреждений культуры города существенно влияет на развитие туристического кластера, от которого напрямую зависит наполнение бюджета, а значит – и благосостояние каждого жителя.