Школьный стрелок оказался «склонным к суициду»
Подросток, устроивший стрельбу в московской школе N263, признан «склонным к суициду». По сведениям близкого к следствию источника, в научном центре им. Сербского была проведена амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза 15-летнего десятиклассника Сергея Гордеева, убившего учителя географии и сотрудника полиции. Однако, психиатрам не удалось выяснить, осознавал ли подросток в момент преступления, что он делает. Поэтому решено было назначить 30-дневную психиатрическую экспертизу, которая проводится в стационаре под ежедневным наблюдением врачей.
Психологи считают, что искать корень зла нужно все-таки в душевном здоровье мальчика. «Конечно, мы еще не знаем результаты судебно-психиатрической экспертизы, а ставить диагноз заочно нельзя, - поясняет психотерапевт, член Совета по психотерапии РФ Марк Сандомирский. - Но как правило подобные трагедии происходили по вине психически нездоровых людей. Вспомним истории школьных расстрелов в США, денверского стрелка Холмса, вирджинского стрелка Чо Сен Хи, майора Хасана, Брейвика, московского юриста Виноградова. Здоровый человек такие убийства совершать не будет. Как правило, решиться на массовый расстрел может человек с тяжелым психопатическим расстройством, страдающий глубокой депрессией или шизофренией. Нередко причиной массовых расстрелов становится так называемый расширенный суицид. Больному человеку тяжело жить, он хочет уйти из жизни, но не может решиться убить себя сам. В таком случае он идет в общественное место и расстреливает ни в чем не повинных людей. Часто он в тайне надеется, что возникнет потасовка, в которой убьют и его. То есть, не будучи в силах убить себя сам, он провоцирует других сделать это».
Психологи рекомендуют родителям стараться максимально объективно оценивать поведение своих детей, не пытаться закрыть глаза на странности в их поведении. «В школе же нужно заниматься психопрофилактикой, проводить психологический скрининг — специальные тесты, которые помогают выявить детей «группы риска», склонных к агрессии и суициду, - поясняет Марк Сандомирский. - Кстати, это две половинки одной медали, ведь суицид по сути — агрессия, направленная на самого себя. Со всеми подростками, которые находятся в группе риска, нужно проводить индивидуальную психолого-коррекционную работу. К сожалению, в обязанности школьных психологов такая углубленная диагностика и коррекция пока не входят. Также целесообразны дополнительные занятия для формирования у школьников практических навыков управления эмоциями и разрешения конфликтов».