Тема имиджа всплывает в региональном информационном поле с периодичностью раз в год. На подобные мероприятия собираются лучшие люди города и усиленно говорят, говорят, говорят.
Правда, зачастую складывается впечатление, что они сами не особо понимают, о чём, а самое главное – зачем, всё это говорится. Ведь, как показывает практика, за пять лет дискуссий об имидже ни единого шага в данном направлении сделано не было. Вот и на этот раз конференция со множеством организаторов под общим названием «Имидж Волгограда» поставила перед собравшимися какую-то очень громоздкую и абстрактную цель: «Формирование благоприятного инвестиционного климата и позитивного имиджа Волгограда через информационное поле, различные медиаинструменты и консолидацию усилий бизнеса, власти и СМИ». Между тем, никто из участников так и не ответил, зачем Волгограду вообще нужен искусственно сформированный имидж? Быть может, у Волгограда уже есть имидж и трогать его лишний раз не нужно?
В немалой степени имидж – это то, с чем ассоциируется у группы людей тот или иной объект. Применительно к городам можно выполнить маленькую мысленную задачу и ответить на вопросы, с чем у Вас ассоциируются следующие города: Санкт-Петербург, Венеция, Суздаль, Париж, Монте-Карло, Нью-Йорк, Лас-Вегас, Урюпинск, Волгоград. Если Лас-Вегас будет ассоциироваться с развлечениями, то Санкт-Петербург практически каждый назовёт культурной столицей, а Урюпинск – столицей российской провинции. Однако бывает и так, что имидж города меняется с течением времени. Например, ещё лет 15 назад при упоминании Санкт-Петербурга в разговорах и прессе всплывало прилагательное «бандитский». А Нью-Йорк в основном называли «грязный» из-за проблем с благоустройством и преступностью. Однако, и там и там проблему решали не СМИ, а в первую очередь власти. В случае с Нью-Йорком свою лепту внёс мэр Рудольф Джулиани. На «очищение» Санкт-Петербурга силы были брошены не в последнюю очередь благодаря карьерному росту Владимира Путина. Увы, но у Волгограда нет хотя бы даже своего Джулиани.
Зато у Волгограда есть богатая военная история, которую упорно используют только по праздникам или в целях пиара. Например, в стране происходит что-то негативное, и тут же включается тема переименования Волгограда в Сталинград. Или волгоградские политики начинают воевать, и давят на болевые точки истории. Имидж от этого не улучшается, а ухудшается. И даже военная история уходит на второй план вследствие постепенной деградации и разрушения городской инфраструктуры. В итоге Волгоград не только у его жителей, но и в разных уголках страны ассоциируется с разбитыми дорогами и всеобщей депрессией. Виноваты тут не журналисты. Разве кто-то в других регионах читает волгоградские СМИ? Зато охотно общаются с теми, кто уезжает из Волгограда с поискахлучшей жизни. А таких с каждым годом всё больше и больше. Тем не менее, на прошедшей конференции упрёки звучали преимущественно в адрес СМИ и блогеров. Я, как журналист, задам следующие вопросы: а кто превратил журналистов в пропагандистов? Кто даёт деньги исключительно на пиар первых лиц, а не на пиар территории? Кто фактически коррумпировал прессу в своих тёмных целях ради расправ над политическими конкурентами? У кого больше всего денег и влияния на эти процессы? Вот вам и ответ про роль прессы в формировании негативного имиджа.
У города может быть разный имидж. Финансовой центра, центра развлечений, духовного центра, патриотического центра, центра для гурманов, центра науки и образования, центра медицины, центра культуры, центра провинции. На конференции прозвучало мнение, что у города может бытьнесколько имиджей. Так, увы, не бывает. Имидж – он один. Всё остальное – придатки и побочные продукты. Да и сам Волгоград в последние годы просел так, что позитивных ассоциаций ни у кого не вызывает. В пору хоть вывозить всех жителей, а сам город закрывать на карантин.
И всё-таки попытки искусственного конструирования имиджа Волгограда продолжаются. Например, губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров оживил идею своего предшественника Анатолия Бровко и предложил создать в регионе духовно-патриотический кластер. Уважаемый Андрей Иванович! Не смешивайте духовность с патриотизмом или с войной. Во-первых, во Христе нет ни эллина и ни иудея. Всё остальное – националистические ереси, не имеющие ничего общего с христианством. Вы, как боевой офицер, лучше нас всех знаете, что на войне нравственности нет. Постоянное её нарушение – безусловно. А вот нравственные начала для ведения боевых действий – это лишнее.
Из Волгограда мог бы получиться отличный военно-патриотический кластер, но тогда в городе действительности необходима какая-то символическая точка в виде Генштаба или штаба южного военного округа. Тогда городу необходима военная промышленность. Это если говорить о военной компоненте. Хотите воспитывать патриотизм у молодого поколения? Тогда необходимо инвестировать в развитие системы летних лагерей и санаториев, в развитие спорта. Хотите показать патриотизм и историю более старшему поколению? Тогда надо инвестировать в сохранение архитектуры и музейного комплекса, а также в развитие исторической науки. Пока, к сожалению, в Волгограде наблюдается обратная тенденция. Санатории закрываются, спорт и молодёжная политика доедают последние крошки, на архитектуру города без слёз не взглянешь. Если удастся разглядеть её за ужасной по своему качеству рекламой, которая хаотично покрывает центр города. И да, имидж нельзя будет создать, не принеся чего-нибудь в жертву. Хотите сделать Волгограду имидж патриотического центра через историческую парадигму? Придётся максимально очистить его от коммерции. И в ремонт города вложиться. И разогнать тех, кто двадцать лет ничего не делает, но продолжает занимать свои места. Откоррупционеров всех мастей город тоже придётся очистить. И от большой части тех, кто присутствовал на мероприятии«Имидж Волгограда» и делал вид, как всё у нас замечательно.
RSS лента комментариев этой записи