Правительство готово опять отказаться от своих долгосрочных обещаний
Чем ближе подходит срок, к которому, согласно распоряжению премьера Дмитрия Медведева, заинтересованные ведомства должны представить ему стройный проект очередной пенсионной реформы, тем яснее становится, что новая реформа уже заранее провалена. За последние полторы недели ответственные чиновники это наглядно демонстрируют.
Вот вице-премьер правительства по социальным вопросам Ольга Голодец предлагает сократить накопительную пенсию с нынешних 6 % до 2 %. "Сэкономленное надо направить на сокращение дефицита Пенсионного фонда", – считает она. Вообще идея поживиться за счет пенсионных накоплений, принудительно отчислявшихся от имени граждан их работодателями в счет накопительной части пенсии, очень популярна среди той части чиновничества, которой, на самом деле, стоило бы объясниться по поводу возникновения фантастической дыры в бюджете ПФР.
А объясняться совсем не хочется. Поэтому вместо вопроса о том, куда делись исчезнувшие деньги, поставлен на обсуждение совсем другой: кому именно позволить потратить все то, что еле-еле скопили на старость граждан не старше 1966 года рождения. Причем речь идет о сумме, уже превысившей триллион рублей и стремящейся к двум триллионам. Между прочим, дефицит бюджета Пенсионного фонда на 2012 год составлял 1,075 трлн руб. За счет накопительной части, даже двух ее третей, положение очень даже можно поправить.
Однако в правительстве и околовластных кругах есть немало людей, придерживающихся противоположной точки зрения.Наиболее громким оказалось мнение, высказанное в попавшем в прессу письме главы Сбербанка Германа Грефа премьеру Медведеву.
Развивать добровольные накопления, отменив обязательные (а это тоже входит в планы Минтруда), не получится, считает бывший министр экономики. Даже уже имеющиеся добровольные системы могут быть свернуты. Объяснив, что распределительная система выгоднее работникам с низким заработком, но для людей с зарплатой выше средней, напротив, возрастает значимость накоплений, Греф приложил к своему письму Медведеву предложения по изменению пенсионной системы. Они подготовлены Экспертным советом при Общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений и, по мнению главы Сбербанка, могут оптимизировать обязательную накопительную составляющую и сократить дефицит федерального бюджета.
Эксперты предлагают перейти к прогрессивной ставке взносов на накопительную пенсию. Для зарплат ниже 100.000 рублей в год она составит 0 %. Для зарплат до облагаемого взносами порога (с учетом ежегодной индексации) – нынешние 6 %. Те, кто получает выше облагаемого взносами порога, переводят в накопительную часть 10 %, которые сейчас уплачиваются в распределительную.
Таким образом, по расчетам экспертов, за 30 лет (с 2002-го по 2032 год) при реальной доходности в 3% в 2014-2019 гг. и 4 % с 2020 г. ежемесячные выплаты накопительной части у работника, имеющего среднюю зарплату, составят 5,4 % от ее размера. У работника с заработком вдвое выше среднего – 13,3 %, втрое выше – 22,8 %. А работник с зарплатой вдвое ниже средней накопит лишь 1,9 %. За счет перевода части работников с низким заработком в распределительную систему ПФР будет получать дополнительно 40-50 млрд. руб.
Особо стоит отметить, что это предлагают люди, занимающиеся инвестированием тех самых пенсионных накоплений, за увеличение которых они ратуют. Понятно, что предложения Минтруда и социального вице-премьера им не по нраву. Хотя, оспаривая доводы противников накопительной части, Греф пишет то, что невозможно отрицать. В частности, он предупреждает, что ее отмену люди воспримут "как признак нарастающей нестабильности и непредсказуемости политики". Это будет уже третий за последние десять лет радикальный пересмотр государством долгосрочных пенсионных обещаний, констатирует Герман Греф.
Есть лишь один нюанс, который автор письма премьеру вольно или невольно упускает – наши граждане уже не верят ни в какие пенсионные реформы. Да и как в них верить? Эксперты обращают внимание на любопытнейшую деталь: владельцы пенсионных счетов формально никакими владельцами своих счетов не являются. Наше законодательство устроено так, что истинным владельцем денег, отложенных в накопительной части, является государство, а отнюдь не будущие пенсионеры.
В итоге идет "перетягивание каната" между Минтрудом и Минфином. В первом ведомстве считают, что накопительную часть пенсий надо отменить или хотя бы резко уменьшить. Начальник департамента актуарных расчетов Пенсионного фонда Аркадий Соловьев привел якобы убедительные аргументы, доказывающие неэффективность результатов инвестирования пенсионных накоплений за последние восемь лет. Главный аргумент – их доходность ниже инфляции. Также заявлено, что в 2020 году доля накопительной части в составе трудовой пенсии составит всего 1,6 %, в 2040 году – 18 %, в то время как на формирование пенсионных накоплений сегодня отчисляется 27,3 % суммы страховых взносов. Среди причин низкой доходности называется отсутствие реальных инструментов для инвестирования такого объема средств.
В Минфине приводят свои расчеты, приводящие к прямо противоположным результатам. А в это время в полемику вмешался еще и представитель Международного валютного фонда, решивший дать полезный совет. Совет оказался банален до невозможности: во-первых, надо повысить пенсионный возраст, а во-вторых, уравнять его для мужчин и женщин. С точки зрения МВФ, решение вопроса повышения пенсионного возраста для России неизбежно. К 2030 году эксперты фонда предлагают увеличить пенсионный возраст до 63 лет, причем как для мужчин, так и для женщин, а к 2050 году довести его до 65 лет.
В том случае, если пенсионный возраст в России будет увеличен, как предлагает МВФ, пенсионные расходы практически не изменятся и останутся на уровне 8 % ВВП вплоть до 2050 года. Кроме того, МВФ не нравится, что в нашей стране много "льготных" пенсионеров: эксперты фонда предлагают сократить количество людей, выходящих на пенсию досрочно.
По последнему вопросу мнение МВФ полностью совпадает как с мнением Минтруда, так и с мнением Минфина. А что касается пенсионного возраста, то не повышать его обещал во время своей предвыборной кампании Владимир Путин. Нарушить данное слово он, как политик, не может, поэтому путь, предлагаемый МВФ, не для нас.
Разумеется, ответственным за пенсионную реформу ведомствам стоило бы взять тайм-аут, чтобы тщательно обдумать, обсудить ситуацию и постараться (пусть даже не к 1 октября, а позже) создать более-менее приемлемый ее проект. Но мы же знаем, что этого не будет, даже если президент и премьер дадут им больше времени на работу.
Не будет, потому что на самом деле министерства борются за свои интересы, а не за создание нормальной пенсионной системы. Они хотят, чтобы хозяевами наших пенсионных денег остались они, а не мы. И чтобы никому не удалось добиться от них внятных объяснений, куда уходят пенсионные деньги. А потому любые реформы пенсионной системы в России бессмысленны. Большинство наших граждан ожидает нищая старость. Впрочем, согласно социологическим исследованиям, в этом уверено 92 % россиян.