Волгоградская стратегия как мобилизационный проект
Если качество жизни измеряется увеличением продолжительности жизни, денежных доходов и социальных гарантий, то качество человеческих отношений определяется уровнем солидарности граждан, достигнутой в рамках существующего правового поля. В современных условиях довольно сложно утверждать в массовом сознании ценность солидарности как нормы общественных отношений.
Впрочем, сотрудничество граждан и власти во все времена в России было и остаётся проблемным моментом. В силу этих причин одной из актуальнейших задач формирования солидарного общества становится воспитание новой генерации муниципальных служащих, способной не просто воспринять идеи солидарного общества, но и руководствоваться ими в своей практической, повседневной деятельности. В полной мере это относится и к руководящему ядру любого муниципального образования нашего региона, на плечи которого ложится основная тяжесть организационной работы по формированию сельской и городской солидарной общины и ответственность за её успех.
В последние годы в так называемой «волгоградской элитной среде» сложились отношения, когда каждая социальная группа преследует свои корпоративные интересы, а каждый отдельный человек остается наедине со своими проблемами. И это обстоятельство оставляет мало шансов на полноценное поступательное развитие всего региона. Замкнутость на «короткие» связи, с одной стороны, существенно ограничивает объем социального и человеческого капитала населения, с другой – препятствует социальной консолидации. Люди не чувствуют себя ответственными за то, что происходит вокруг них, и это состояние коллективной безответственности становится, к сожалению, устойчивым фреймом массового сознания.
Выход из экономического кризиса и успешное послекризисное развитие России специалисты все чаще связывают с наращиванием инвестиций в человеческий капитал. Однако существует более широкий подход к проблеме, предполагающий, что речь должна идти о масштабных и адресных инвестициях в человеческие отношения, предполагающих их развитие и придание иного, более высокого качества. На уровне Волгоградской области, как и других регионов ЮФО, данное качество может быть определено как формирование регионального солидарного общества.
Под «волгоградским региональным солидарным обществом» нами понимается система межличностных и межгрупповых отношений, основанная на осознании их участниками общности интересов, ценностей и жизненных смыслов, взаимной поддержке, лояльности и сотрудничестве в достижении общественно значимых целей. При этом волгоградское региональное солидарное общество должно рассматриваться как многоуровневое образование. Его го уровнями должны стать:
- уровень семейно-родственных и соседских отношений - на этом уровне необходимо достичь согласия и взаимопонимания между родственниками и близкими, возродить практику взаимной поддержки, особенно в трудных жизненных ситуациях;
- уровень трудового коллектива (трудовой ассоциации) – на этом уровне должна решаться задача формирования благоприятного внутриорганизационного климата, социально ориентированной корпоративной культуры предприятий и организаций;
- уровень местного сообщества (Ассоциация СМО, муниципального образования, ТОСы) - на этом уровне формируется корпоративная модель развития муниципальных образований,
- уровень региона в целом – на этом уровне формируется система равноправных и уважительных отношений между государством и институтами гражданского общества.
Для системы отношений уровня региона некоторые принципы должны быть обязательными. Например, наличие строго очерченных границ государственного управления; предоставление субъектам социального развития возможности выбора; обеспечение участия граждан в управлении, решение широкого круга вопросов только при участии общественных формирований; предоставление общественным формированиям возможности выдвигать альтернативные решения; опора на интеллектуальную элиту; наличие юридической базы и гарантий безопасности альтернативных каналов информации.
При рассмотрении практических аспектов реализации проекта формирования волгоградского солидарного общества, безусловным является утверждение, что стратегия формирования должна быть долгосрочной и опираться на интенсивное социально-экономическое развитие Волгоградской области, выступая одновременно катализатором такого рода развития. Работу на проектом Стратегии формирования волгоградского солидарного общества в Волгоградской области необходимо было «начинать еще вчера», а ее востребованность обусловлена несколькими обстоятельствами.
Во-первых, заботой о будущем наших детей и внуков. Нельзя закрывать глаза на развитие крайне неблагоприятных тенденций в нашем обществе, связанных нарастанием равнодушия, агрессии и, что особенно тревожит, с превращением несправедливости в привычную норму нашей жизни. Стратегия - это проект, реализация которого должна переломить развитие неблагоприятных этих тенденций. Во-вторых, Стратегия важна, поскольку необходимо решать задачу придания новых смыслов в региональной политике улучшения качества жизни населения в новых условиях.
Это не означает, что исчерпан потенциал действующих различных областных программ, направленных на улучшение качества жизни населения. Но, очевидно, что время расставляет в них свои акценты. И если первоначально среди них наиболее значимым был акцент на материальном благополучии, то сегодня его уже недостаточно. И существует еще немало проблем, связанных с уровнем жизни волгоградцев - все актуальнее становятся нематериальные факторы нашего существования, связанные с такими понятиями как духовность, доброта, милосердие, взаимопомощь и сотрудничество. Именно эти составляющие и должны быть заложены в проект Стратегии.
Думается, что принципиально важным условием формирования и последующей реализации Стратегии Волгоградской области является участие в этом процессе гражданского общества. Формой такого участия могло быть стать стало обсуждение Концепции и самого Проекта, в том числе и в Интернете. В дальнейшем общественность может включаться в решение сформулированных задач в ходе корректировки содержания этапов; осуществления конкретных мероприятий, гражданской экспертизы управления Волгоградской Стратегией, имеющий мобилизационный характер.
Не следует в этой связи пугаться определения «мобилизационный проект». Оно подчеркивает лишь то, что утверждение идеи солидаризма предполагает активность ее сторонников, отказ от порочной практики вечного ожидания «манны небесной», дарованной то ли Господом, то ли каким-то «добрым царем», харизматическим лидером, которого в Волгограде и области так давно ждут
Разработать и реализовать Волгоградскую Стратегию должны сами граждане, опираясь на сохранившийся, нередко вопреки разрушительному влиянию квазиреформ последних десятилетий интеллектуальный потенциал, который, как мы надеемся, будет наращиваться в ходе реализации волгоградской интеллектуально-инновационной системы.
Валерий ГОЛОВИН
P.S. Валерий Александрович Головин с 2010 года является членом федеральной экспертной группы «Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетные отношения» «Стратегия 2020 г». Он - автор 5 книг о теории и практике местного самоуправления.
RSS лента комментариев этой записи