«Кроваво-красный конь к волнам морским стремится…»
Как уже сообщалось, на днях в Ольховском районе близ села Гусевка, что в Волгоградской области, состоялись торжества, посвященные 100-летию создания Кузьмой Петровым-Водкиным всемирно известной картины «Купание красного коня».
На торжества приехали гости не только из Волгограда, но и Воронежа, Саратова, Москвы, Питера. К сожалению, по состоянию здоровья не смог быть на этом празднике журналист Виктор Федорков. Именно он первым в региональных СМИ обнародовал связь нашего края с историей создания картины, при подготовке публикаций даже сделал два маленьких открытия. Сейчас Виктор живет в Камышине, где с ним и встретилась корреспондент газеты «Волгоградская правда» Тамара Проскурякова.
В гости к генералу
К истории картины Виктор впервые обратился еще в начале 90-х. Узнал о том, что молодой учитель истории одной из школ в Ольховском районе Юрий Кравцов совершил с учениками поход к месту, где находился когда-то хутор Мишкина Пристань, в котором проживал генерал русской армии Греков. Ведь именно у него и гостил художник Кузьма Петров-Водкин, когда сделал летом 1912-го первые наброски своей прославленной картины «Купание красного коня».
Виктор встретился с Юрием Кравцовым (ныне он один из замов главы района!), а после пообщался еще с одним из местных краеведов – бывшим директором Ольховской средней школы – Сергеем Михайловичем Иващенко. Так он ознакомил еще и с материалами, которые не один десяток лет собирал о семье Грековых.
– Далее в художественной школе в Камышине мне удалось обнаружить книгу «К. С. Петров-Водкин. Письма. Статьи. Выступления. Документы», – делится Виктор Александрович. – Перелопатил опубликованные в ней письма и обнаружил сведения о том, кто купает в Иловле красного коня. Нашел и кличку красного коня…
Так в Волгоградской правде» из-под пера нашего коллеги два десятка лет назад и вышла в свет первая публикация об истории создания картины «Красный конь купался в Иловле».
Копнул глубже
С тех пор Виктор Федорков, оказывается, так и продолжал кропотливо работать над этой темой. По крупицам из разных источников собирал новые сведения уже не только об истории картины, но и о семье Грековых, которая тоже подарила стране замечательного художника – реставратора Александра Грекова, известного не только в бывшем СССР, но и за рубежом. Не один год Федорков вел с ним личную переписку.
А еще Сергей Иващенко передал нашему коллеге «вековые» снимки из архива семьи Грековых лета 1912 года, когда в имении генерала гостил Петров-Водкин. Снимки были сделаны дочерью генерала Натальей, которая занималась не только живописью и музыкой, но и была увлечена такими модными для того времени хобби, как фотография и философия.
Кстати, Кузьма Петров-Водкин был приглашен в имение именно для того, чтобы дать Наталье уроки живописи. В это же время в имении гостил и известный музыкант Николай Рихтер, который обучал Наталью еще и игре на рояле. (Известные художник и музыкант с семьей Грековых запечатлены на этих фото вместе.)
Так на страницах нашей газеты в последующие годы в свет вышел еще ряд прелюбопытных публикаций, которые снова обнародовали массу исторических фактов.
– Так случилось, что ряд публикаций через смотрительницу залов Третьяковки, которая гостила в Камышине у родных, попали в итоге к искусствоведам галереи, – рассказывает Виктор Федорков. – Как мне после рассказали, они тоже нашли в них интересные сведения, впоследствии дополнившие материалы, которые используются сегодня для проведения экскурсий по залам картин Петрова-Водкина.
«Попал, можно сказать, в рай»
А теперь несколько любопытных документальных свидетельств из истории создания картины и истории семьи генерала Грекова, которые обнародовал наш коллега.
Итак, судя по документам и письмам Петрова-Водкина, его восхитила не только природа Ольховского района, но и гостеприимность аборигенов. Удивила мэтра и искренность в отношениях семьи Грековых с жителями хутора Мишкина Пристань, несмотря на различия в их социальном статусе.
«Попал, можно сказать, в рай – так здесь хорошо! – пишет он. – «Люблю уезжать на лодке по Иловле среди деревьев, среди водяных лилий – такой отдых и тишина одиночества…»
Здесь же и впечатления о селе Гусевка: «Деревня по реке ниже, верстах в трех и там же – монастырь женский с великолепным парком. Да и сама деревня чище и наряднее от белых хохлатских избушек, чем русские наши деревни. Одно, что производит удручающее впечатление, – голые бедные поля, к тому же съеденные саранчой…»
А вот как художник писал в своих письмах маме в Хвалынск про Камышин: «ужасный городишко», «пыль и пыль».
Писано на Дону
Мишкина Пристань, судя по признанию в стране и в мире картин, созданных именно здесь, стала самым благодатным периодом в творчестве художника. Здесь он написал портрет своей ученицы Натальи Грековой под названием «Казачка», свой автопортрет, который сегодня находится в музее изобразительного искусства в Волгограде. Созданы были здесь и еще два известных полотна – «Мельница» и «Пейзаж на Дону».
Написанные в Мишкиной Пристани полотна художник выставил в Москве на выставке «Мир искусства» в ноябре 1912 года. И картина «Купание красного коня» произвела настоящий фурор. В 1914 году полотно было выставлено на международной выставке в Швеции, где и осталось – грянули Первая мировая война, а затем и революция.
Полотно вдове художника было возвращено лишь в 1950 году. Затем картина попала в частную коллекцию собирательницы картин К. К. Басевич, которая в 60-е годы передала ее в дар Третьяковке.
А вот сведения из писем про изображенного на картине коня и личность юноши, который ведет скакуна на купание в Иловлю-реку.
Из письма художника от 4 сентября 1912 года следует: «…Сегодня Мальчик позировал мне для картины…» Мальчиком звали лошадь, на которой ездила верхом супруга Петрова-Водкина, когда вместе с мужем тоже гостила в этот период в имении Грековых.
Приводится в публикации Виктора Федоркова цитата из письма художника своему двоюродному брату Шуре Трофимову: «…Картину пишу: посадил тебя на лошадь – Мальчик называется…»
– Таким образом, подытоживает наш коллега, – документально подтвержден факт того, что на красном коне по кличке Мальчик запечатлен именно двоюродный брат художника Александр Трофимов.
С Отечеством навсегда
А теперь несколько строк о судьбе семьи генерала Грекова.
– Имение в хуторе Мишкина Пристань, – делится Виктор Федорков, – Петр Греков получил за ратную службу Отечеству. После революции имение было отнято. С двумя подводами скарба крестьяне радушно и с любовью проводили семью генерала до Камышина и усадили на поезд, который умчал их в Москву. Дальше судьба разбросала Грековых по белу свету.
Младший сын генерала Александр стал знаменитым реставратором церковных фресок – почетным гражданином Новгорода, лауреатом Госпремии СССР, заслуженным деятелем искусств РФ. В том числе он с блеском восстановил и роспись главного Новгородского храма, который был варварски разрушен в годы Великой Отечественной. Для сведения: святая обитель была возведена и расписана известными русскими иконописцами еще до монголо-татарского ига.
Внучка генерала Ольга Волконская (Грекова) стала писательницей – ее перу принадлежит книга «А. Пушкин. Жизнь и творчество», роман «Эмигранты» и другие произведения. Но все они вышли в Аргентине, куда она эмигрировала после революции. Однако жить без России не смогла и на склоне лет вернулась на Родину – жила в Перми.
А вот сведений о судьбе ученицы Петрова-Водкина Наталье Грековой, для обучения которой приезжал в имение генерала художник, добыть нашему коллеге так и не удалось. Известно лишь то, что она после революции тоже эмигрировала за границу.
– Между тем, несмотря на то, что бурный ХХ век безжалостно разметал по миру дружную семью Грековых, которые до этого десятки лет мирно и счастливо жили на хуторе Мишкина Пристань в Ольховском районе нашей области, – акцентирует Виктор Федорков, – где бы они ни были, каждый из них прежде всего думал о Родине, стремился быть полезным ей как в самой России, так и за ее пределами…
Остается добавить, что перу нашего коллеги Виктора Федоркова принадлежат еще десятки других прекрасных исследовательских публикаций на темы истории и краеведения, которые вышли в свет на страницах нашей газеты.
RSS лента комментариев этой записи