Давайте сделаем «это» по-быстрому
Секретарь ЦИК РФ Николай Конкин раскрыл планы своего ведомства по изменению некоторых организационных моментов избирательных кампаний. На зональном семинаре сотрудников территориальных избиркомов, которое прошло в городе Алексине Тульской области, он сообщил: есть идея сократить агитационный период в СМИ, который представляет собой последний этап каждой избирательной кампании, с 28-ми суток до 14-ти. То есть появляться на государственных телеканалах и на страницах печатных СМИ партии смогут всего лишь в течение двух недель перед выборами – исключая последний день перед ними, когда, как известно, любая агитация запрещена.
Судя по всему, будет сжата до минимума и сама избирательная кампания. Конкин указал на то, что нынешние 180 дней – это слишком много. Поэтому Центризбирком предлагает уложиться в 60. Уменьшен будет и срок работы участковых комиссий – УИКов. Теперь они должны начинать работу не за месяц до голосования, а всего лишь за две недели.
Выдвижение ЦИКом таких инициатив Конкин связал со вступлением в силу нового закона о Едином дне голосования, который, напомним, с 2013 года будет проводиться только один раз – во второе воскресенье сентября. Как неоднократно указывали оппозиционные фракции в Госдуме, высказываясь против данного закона, всю кампанию необходимо будет проводить летом, когда электоральная активность граждан пребывает на минимуме.
Между тем, именно при его рассмотрении в избирательное законодательство была введена поправка о профессионализации УИКов, которые теперь будут формироваться на пять лет вперед, а не перед каждыми выборами. При этом возникает вопрос о том, как же сочетается эта тенденция с идеей ЦИК поменьше загружать УИКи их непосредственной работой. Конкин сослался на некую экономию бюджетных средств, но никаких цифр не привел. Между тем, профессионализация УИКов явно будет стоить денег, причем, очевидно, гораздо больших, чем будет сэкономлено за вышеупомянутые две недели. Взять хотя бы прописанный в законе обязательный при каждой комиссии кадровый резерв. А, как известно, оплата услуг контор по подбору персонала обходится недешево. Или, к примеру, как можно оценить стоимость времени и усилий правоохранительных органов, которые, по словам Конкина, тоже должны принимать активное участие в формировании УИКов. Ведь секретарь Центризбиркома прямо поставил перед своими нижестоящими коллегами задачу привлекать эти структуры для проверки данных, предоставляемых соискателями мест в избирательных комиссиях.
Так что смысл инициатив ЦИКа явно не в экономии бюджетных средств, выделяемых на выборы. Очевидно, здесь решаются более важные задачи. Скажем, первый зампред фракции "Справедливая Россия" в Госдуме Михаил Емельянов считает, что это попытка законсервировать ту выборную апатию российских граждан, которую те проявили 14 октября. По словам Емельянова, "власть не хочет видеть людей на избирательных участках". По его мнению, это общий тренд – предпринимать всякого рода усилия против явки избирателей, чтобы власть могла переизбирать себя в кругу или с помощью зависимого от нее электората.
Неудивительно, что оппозиция в последнее время ведет борьбу за повышение явки. Именно в этом контексте следует рассматривать, скажем, инициативы депутата из "СР" Олега Михеева. Например, его предложение сделать участие в выборах обязательным для всех граждан, как это принято в ряде европейский стран. Или его требование о максимальном насыщении участков КОИБами, что безусловно привлечет на них больше молодежи, традиционно приветствующей разнообразные электронные гаджеты. К тому же это осложнит жизнь различным манипуляторам и фальсификаторам.
Стоит отметить, что "Единая Россия" на словах вроде бы тоже не возражает против электронизации выборов. По крайней мере на днях два видных единоросса – глава комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин и его заместитель Дмитрий Вяткин – внесли законопроект о том, что на участках с КОИБами электронный протокол будет приравнен к бумажному.
Комментируя этот проект, первый зампред комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству, глава московского отделения "Справедливой России" Александр Агеев отметил, что "как показал Единый день голосования 14 октября, использование автоматических сканирующих комплексов обработки бюллетеней уже сократилось повсеместно или сместилось в пользу небольших по численности избирателей участков". При этом он напомнил, что ЦИК объясняет это резким ростом количества партий, из-за чего бюллетени становятся слишком длинными, что, дескать, не позволяет загружать их в эти комплексы.
Агеев подчеркнул, что кроме технических нюансов, в избирательном процессе есть и сущностные проблемы. Например, отсутствие графы "против всех", возращения которой требуют "эсеры". Потому что "это позволило бы гражданам мотивированно участвовать в голосовании и выражать свое мнение". Депутат уверен, что все последние нетехнические изменения избирательного закона были сделаны в пользу партии власти и что они вовсе "не стимулируют повышение гражданской сознательности, не способствуют привлечению большего числа избирателей на участки и прозрачности процедуры подсчета голосов".
В общем, по его мнению, прежде чем решать технические проблемы не первой важности, хорошо бы определиться со стратегией корректировки избирательной системы. "На мой взгляд, здоровая идея обсуждения юридического статуса электронных протоколов на участках с КОИБами откровенно "тонет" в потоке ограничивающих или дискредитирующих процедуру народного волеизъявления норм и технологий, которые были приняты или активно применяются в последние годы при непосредственном участии авторов и модераторов из "Единой России", – заявил Агеев.
Что же касается сокращения сроков избирательных кампаний, то это, по его словам, продолжение того маневра, который заложен в законе о Едином дне голосования в начале сентября. "Прокрустовы сроки избирательной кампании удобны только одной партии, которая благодаря своему административному ресурсу может вести агитацию хоть круглый год: от одного единого дня голосования – до следующего", – уверен депутат.