Рыбацкая печаль
Рыбохозяйственный комплекс волгоградского региона обладает серьезным потенциалом, заверял председатель комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Андрей Шалаев еще прошлым летом, когда докладывал губернатору об основных направлениях развития отрасли на ближайшие годы. Речь шла, как информировала пресс-служба правительства региона, о расширении рынка местной рыбной продукции, проведении структурно-технологической модернизации комплекса, увеличении объема производства продукции, сохранении видов и увеличением численности охотничьих ресурсов с сохранением среды их обитания.
В отрасли — 192 предприятия малого бизнеса, ведущих промысел на рыбохозяйственных водоемах области и занимающихся производством рыбной продукции, 17 рыбоперерабатывающих предприятий и 10 предприятий, которые выращивают и реализуют прудовую товарную рыбу. Волгоградская область, сообщал профильный комитет, занимает третье место среди регионов РФ по объемам добычи рыбы во внутренних водоемах — около 8000 тонн в год.
И, хоть большая часть рыболовецкого флота Волгоградской области в виде брошенных катеров и долгое время ржавеющих по берегам Цимлы «пошла на патефонные иголки» в 90-годы, наши рыбаки вновь готовятся к путине. Готовятся то они готовятся, но пребывают в изрядной печали. Потому, как ловить рыбу без регистрации судна - нельзя. А в прошлом году законодатели изменили нормы, касающиеся маломерных судов, то бишь рыбацких судов и лодок. В целях обеспечения безопасности пассажирских перевозок на них распространили общие требования. Откуда в рыболовецкой лодке пассажиры – это уже не забота чиновников… Плавает? Значит, может разделить судьбу «Титаника».
Федеральным законом от 24.04.2012 № 36-ФЗ были внесены поправки в Кодекс торгового мореплавания РФ и Кодекс внутреннего водного транспорта РФ в части требований к государственной регистрации, классификации и освидетельствованию маломерных судов, согласно которым, суда, подпадающие под определение маломерных, занимающиеся коммерческой деятельностью на внутренних водных путях и в море должны пройти регистрацию в администрациях речных бассейнов и морских портов соответственно.
По словам заместителя директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Виталия Клюева, процесс легализации таких судов по новым правилам можно разделить на три этапа.
Для начала сначала рыбак должен провести освидетельствование лодки в речном или морском регистре, а только затем регистрацию (в морском или или речном порту). Время и деньги рыбака считает лишь только он сам, но не чиновник. Между тем, на подготовку судна к регистрации у рыбаков в среднем уходит 8 - 10 тыс. рублей плюс стояние в многочасовых очередях.
Техническое состояние судна при регистрации, кстати, значения не имеет, так как она подразумевает лишь фиксирование права собственности (соотнесение судна с конкретным судовладельцем) и регистрацию объекта как такового. Но работникам регистра и портовых служб не спешат брать на себя ответственность регистрировать лодки без моторов, которые, как водится, в межсезонье хранятся раздельно.
Вдобавок ко всему, рыбаков приравняли по статусу к капитанам. Их обязывают, наспех обмахнув рыбью чешую с мозолистых рук, ежедневно заполнять толстый бортовой журнал. Вписывать в него достаточно специфические данные, вроде географических координат. А рыбак – он не на капитана учился, о широте-долготе знает из Жюль Верна… Но штраф за несоблюдение платить не Верну, и даже не Пушкину – рыбаку.
В региональной инспекции ГИМС не скрывают, что вместо упрощения порядка регистрации, собственники маломерных судов получили новую головную боль.
А что делать с судами, которые работают только на акваториях рек и водоемов, не входящих в утвержденный правительством РФ Перечень внутренних водных путей? А как определить, используется судно в коммерческих целях или же нет? Ответы находятся не так быстро, как хочется, а времени на «утряску» прискорбно мало: март на дворе и путина « в пути»… и совсем близко.