Владимир Ефимов: «Переход энергетических госмонополий на режим жесткой экономии - серьезная инициатива Минэкономразвития по решению проблем регионов в сфере энергетической политики»
Министерство экономического развития Российской Федерации, возглавляемое Алексеем Улюкаевым, представило правительству РФ план действий по снижению издержек госмонополий при заморозке тарифов. Так, в 2014 году в сфере энергетики Минэкономразвития предлагает сократить доходы и генераторам, и сетевым компаниям. Для генерирующих компаний в 2014 году предполагается отменить индексацию цен на мощность и по регулируемым договорам. Кроме того, министерство предлагает обсудить перенос сроков договоров о предоставлении мощности по возобновляемым источникам энергии на период после 2014 года. Эти и ряд других мер, по подсчетам министерства, в следующем году позволят потребителям сэкономить около 10 млрд. руб.
Министерство экономразвития также предлагает изменить порядок оплаты услуг территориальных сетевых организаций, которые обслуживают преимущественно одного потребителя. Их затраты исключат из «котлового» тарифа. По расчетам ведомства, сетевые компании смогут сэкономить на этом до 5 млрд. руб. Для ряда сетевых организаций, которые регулируются методом долгосрочной индексации, министерство предлагает заморозить тарифы на 2014—2016 годы. Естественный рост сетевого тарифа в этом случае снизится на 10 млрд. руб. в 2014 году.
«Привлечь внимание федерального центра к региональным проблемам, связанным с действиями государственных монополий в отрасли энергетики, мы пытались давно. На протяжении нескольких месяцев областная Дума вела работу, направленную на стабилизацию ситуации в сфере энергетики, в первую очередь в отношении формирования и сдерживания энерготарифов, - прокомментировал председатель Волгоградской областной Думы Владимир Ефимов. - Неконтролируемый рост тарифов в энергетике особенно болезненно отражается на промышленном комплексе Волгоградской области, прежде всего потому, что исторически ряд энергоемких производств были размещены в нашем регионе вблизи доступного источника электроэнергии – «Волжской ГЭС». В сентябре 2013 года собственником Волгоградского алюминиевого завода было принято решение о заморозке на этом предприятии, которое являлось потребителем 30-ти процентов электроэнергии, производимой Волжской ГЭС. В связи с непомерно высоким уровнем тарифов предприятие утратило конкурентоспособность – затраты на энергетическую составляющую достигли 50% себестоимости выпускаемой заводом продукции. Последствия остановки предприятия - самые негативные: без работы остались свыше 3000 человек, большая часть из них - узкие специалисты, которым трудоустроиться будет очень непросто. Безусловно, остановка производства обернется для региона бюджетными потерями, а значит - поставит под угрозу реализацию части социальных программ в следующем году. По мнению ряда экспертов, потеря генерирующей компанией « РусГидро» такого крупного клиента, как ВгАЗ, может привести к увеличению цены для других промышленных потребителей энергоресурсов.
Высокие темпы роста стоимости электроэнергии в разы опережают и официальный уровень инфляции, и индексы роста цен на продукцию промышленного сектора, а это – системная ошибка сегодняшней модели энергетического рынка. Фактически стимулируется исключительно работа генерирующих и сетевых компаний. В этих условиях предприятиям региона тяжело обеспечить конкурентоспособность производства, поскольку все усилия по энергосбережению и повышению энергоэффективности производства, попытки сократить затраты и снизить издержки нивелируются существующей конструкцией оптового рынка ценообразования.
Промышленные потребители продолжают оплачивать содержание избыточных генерирующих мощностей через повышающий коэффициент наличия мощности, на который увеличивается величина фактически потребленной мощности. Например, в мае-июне 2013 года ОАО "Волжский абразивный завод", потребляя мощность в среднем 60 МВт, фактически оплачивал мощность в размере в среднем 100 МВт.
Реалии таковы, что на энергетическом рынке между производителями электроэнергии нет конкурентной среды, не реализуется механизм заключения долгосрочных прямых договоров между крупными потребителями и поставщиками электроэнергии. Наличие двуставочного тарифа, предусматривающего раздельную оплату содержания генерирующих мощностей и стоимости вырабатываемой на них электроэнергии по топливной составляющей, позволяет генерирующим компаниям получать от потребителей деньги, даже если их оборудование простаивает. Отсутствует стимул снижения цен на продаваемую электроэнергию, что противоречит законам рыночной экономики. Стоимость электроэнергии для российских промышленных предприятий зачастую выше, чем для их конкурентов, работающих в едином экономическом пространстве.
Волгоградская областная Дума обеспокоена ухудшением финансового положения предприятий из-за роста стоимости электроэнергии и перспективами наполнения регионального бюджета. В связи с этим мы провели ряд совещаний на уровнях региональной и муниципальной власти с привлечением экспертов в экономической сфере, приняли несколько обращений, которые направили в Государственную Думу, Совет Федерации, в Правительство России и, в частности, в Минэкономразвития. Рады, что волгоградскому региональному парламенту удалось довести часть своих инициатив до федеральной власти, что они были услышаны, и, рассчитываем, что переход энергетических госмонополий на режим жесткой экономии станет серьезным шагом по решению проблем регионов в сфере энергетической политики».
Для справки.
В числе принятых в ходе осенней сессии – 2013 предложений депутатов Волгоградской областной Думы федеральным органам власти, в частности, содержатся такие рекомендации:
- законодательно определить и ввести норму объема электрической энергии для генерирующих компаний, мощности которых расположены территориально в конкретной зоне свободного перетока, реализуемой этими генерирующими компаниями в данной зоне энергоемким предприятиям, находящимся в данной зоне, на основе двухсторонних договоров купли-продажи электрической энергии для промышленных предприятий. Введение вышеназванной нормы окажет стимулирующее воздействие на генерирующие компании на заключение двухсторонних долгосрочных договоров с энергоемкими потребителями, производства которых исторически были размещены вблизи дешевого источника электроэнергии.
Депутаты считают, что такая модель может быть опробована на примере Волгоградской области, где сегодня сложилась наиболее сложная ситуация с ценообразованием на электрическую энергию для энергоемких предприятий, стоимость электроэнергии в ЗСП Волгоградской области, где располагается Волжская ГЭС превышает стоимостные индексы равновесных цен ЗСП соседних регионов.
- установить предельные ограничения величины коэффициента наличия мощности на уровне не более 1,15 в среднегодовом исчислении по базе каждого расчетного периода (календарного месяца).
- внести изменения в нормативные правовые акты, регулирующие механизм функционирования оптового рынка электроэнергии, а так же разработать нормативный правовой акт, предусматривающий установление особенностей тарифного регулирования по передаче электрической энергии и мощности, которые могут применяться по решению Правительства Российской Федерации в отношении энергоемких потребители электрической энергии и мощности.
RSS лента комментариев этой записи