Бизнес на доверии
В ближайшее время в России могут появиться хозяйственные партнерства. Соответствующий законопроект подготовлен в правительстве и может быть внесен в Госдуму к концу этого года. Наряду с другими организационно-правовыми формами в экономике, новые юридические лица призваны привлечь инвесторов для реализации инновационных проектов. Речь идет о коммерческих организациях, управляемых партнерами, внесшими свои доли. Причем, они не обязательно должны быть денежными, а могут быть в виде имущественных и нематериальных активов.
В мировой инвестиционной практике известны компании, которые называются "Limited liability company" (дословно – "компания с ограниченной ответственностью"), деятельность которых основана на "limited partnership" – договоре без создания юридического лица. Конечно, в чем-то они напоминают известные нам ООО, но не предусматривают выпуска акций, а факт владения компанией определяется "долей интересов".
В законопроекте отражены новые для страны тенденции – возможность участия в хозяйственных партнерствах госорганов, органов местного самоуправления. Количество дольщиков в хозяйственном партнерстве не должно превышать 50 человек. Если их количество больше установленного порога, партнерство необходимо преобразовать в акционерное общество.
Выиграют ли инвесторы от появления новой организационной формы? Безусловно, ведь основной принцип партнерства – не отвечать за организацию и рисковать только внесенными активами. Лучших правил игры для опасливого инвестора не придумаешь. Но особенно новые юрлица будут удобны тем, кто строит бизнес на личных отношениях: семейным фирмам, юридическим и консалтинговым агентствам. Не исключено, что это вдохнет новую жизнь в государственно-частные проекты в таких сферах, как дорожное и жилищное строительство.
Возможно также, что хозяйственные партнерства выведут из "тени" многочисленные деловые инициативы, которые основаны на доверии, кустарные производства, услуги и т.п. Очень хотелось бы, чтобы новая форма хозяйствования пришлась по вкусу инвесторам в инновационном секторе, где на государственную поддержку надеяться можно не всегда, например, венчурным компаниям.
Законопроект ясно показывает – правительство не видит подспорья для реализации инвестиционных задач в существующих организационно-правовых рамках. И действительно, отечественным акционерным обществам не хватает гибкости и юридической защищенности. Из-за пробелов в законодательстве в стране ежегодно происходят сотни случаев противоправных поглощений предприятий, нарушения прав собственности на доли и акции компаний.
Как заметил в свое время член комитета по безопасности и предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты Александр Богатиков, даже рядовая оптимизация схем налогообложения в России может обернуться для компании поглощением. Поэтому предприниматели предпочитают не афишировать свою деятельность, работать с проектами через фонды, некоммерческие партнерства, оффшорные "зонтики" на Кипре, Бермудах и в Сингапуре. Кстати, рынок всевозможных фондов, которые дают ссуды, займы малым предприятиям, отдельным предпринимателям, частным физическим лицам в России в прошлом году составил ни много ни мало 27 млрд. рублей.
Понятно, что с непрозрачными схемами ведения бизнеса в России на зарубежные инвестиции рассчитывать нельзя. Но и новым формам, таким как хозяйственное партнерство, нужно будет показать себя в российских реалиях. Некоторые эксперты поспешили отметить, что на "обкатку" документа уйдет, по меньшей мере, три-четыре года. Тем более, что законодателю нужно будет определиться с налогообложением таких организаций, не говоря уже об изменениях в Гражданском кодексе, который вообще не знает понятия "хозяйственное партнерство".
К слову, упомянутые "Limited liability company" в США в начале своего развития сразу же получили налоговые преференции. Будет ли что-то подобное у нас?
Нечеткость новых юридических лиц может привезти к тому, что хозяйственные партнерства не приживутся или станут действенными лишь в отдельных отраслях. Но есть и другая крайность – хозяйственные партнерства могут перетянуть на себя одеяло, спровоцировав излишний приток в новую организационно-правовую нишу других юрлиц.
Любопытно, что с данным законопроектом перекликается опубликованный на сайте Министерства экономического развития проект закона "Об инвестиционном партнерстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Его разработчики – "Российская венчурная компания", "Роснано" и Минэкономразвития – решили помочь венчурным инвесторам, создав новую организационно-правовую форму. Ответственность и обязательства партнеры несут в размере вклада, установленного договором, а в прибыли участвуют из расчета фактически внесенного вклада. В отличие от паевых фондов, инвестиционное партнерство не обязано регулярно оценивать свой инвестиционный портфель, а в части налогообложения партнерство приравнивается к товариществам.
В российской элите, похоже, растет понимание того, что стране нужны реальные механизмы функционирования рыночных институтов. Ведь создание островков рынка в нерыночной среде вряд ли может быть успешным.
Впрочем, у законопроекта о хозяйственных партнерствах есть и серьезные препятствия: низкая инвестиционная привлекательность страны, коррупция, монополизм.
Георгий ЗЫБИН
RSS лента комментариев этой записи