Проверка госкомпаний выявила многочисленные финансовые нарушения
В конце декабря прошлого года премьер-министр Владимир Путин потребовал от всех госкомпаний в двухмесячный срок провести проверки на наличие связей с оффшорами. Это, в первую очередь, касалось крупнейших компаний энергетического сектора, руководство которых должно было "заканчивать с оффшорным наследием" и доложить о принятых мерах. Путин заявил, что ждет от топ-менеджеров и их родственников деклараций о доходах, а также раскрытия бенефициаров всех контрагентов их компаний.
Как сообщает источник агентства "Финмаркет" в Белом доме, в итоге не справились с заданием в полной мере руководители 18 из 21 госкомпании, которые направили формальные "отписки" или вовсе не предоставили сведений.
По результатам проверок сведений, предоставленных в январе 887 руководителями компаний энергетического сектора, выяснилось, что 147 человек участвуют в "сторонней деятельности около 300 организаций". Удалось выявить и наиболее популярные схемы получения "нетрудовых доходов" государственными топ-менеджерами. К примеру, в нескольких компаниях руководители выдавали самим себе беспроцентные займы на суммы до 50 млн. рублей и больше, а у ряда компаний нашли "счета в сомнительных организациях, которые, скорее всего, использовались для обналичивания денежных средств". Имеются также случаи "сотрудничества" госкомпаний с "контрагентами с оффшорных островов Океании". А родственники топ-менеджеров – их жены и дети, братья и сестры – зачастую являются учредителями или соучредителями "дочерних" фирм. Говорят, что один гендиректор госкомпании подключил к оффшорному бизнесу всю свою семью.
Впрочем то, что дети чиновников "помогают" им в бизнесе, известно давно. Будет ли когда-нибудь проведено полноценное расследование в отношении бизнеса чиновников и их родственников – покажет время.
По данным того же источника, Путин предложил курирующему данный вопрос вице-премьеру Игорю Сечину "ориентироваться на лучшие мировые практики", например, назначать уголовную ответственность за непредоставление информации или ложные сведения.
Как доложил Сечин в начале марта, проверки были проведены в нефтегазовой, энергетической, банковской и транспортной сферах экономики России. При этом, по информации вице-премьера, только по двум госкомпаниям было зафиксировано договоров с оффшорными компаниями на 522 млрд. рублей, а общее количество их фирм-партнеров насчитывает 9,8 тыс. компаний. Впрочем, как заявил Сечин, "ряд должностных лиц уже вышел из руководящих органов компаний", видимо, имея в виду недавнюю серию громких отставок руководителей госпредприятий.
"Оффшоры в данном случае являются лишь посредниками при покупке оборудования и комплектующих для госкомпаний, а также оказывают им разного рода услуги, – пояснил «НП» председатель экспертного совета "ОПОРы России" Никита Кричевский. – Там присутствует интерес руководителей госкомпаний, но сами оффшоры служат "прокладками", через которые перекачиваются деньги. При этом большая часть денег действительно идет на оплату этих товаров и услуг, но какая-то часть остается в оффшорах. Это обычная схема, по которой работает большинство госкомпаний. Причем, мы не можем знать, сколько реально стоила та продукция и услуги, которую госкомпании получили через оффшоры. К примеру, никто не говорит, сколько из этих 522 млрд. рублей было потрачено, а сколько осталось в оффшорах. Для того, чтобы это понять, нужно проверять каждый договор и сравнивать с мировыми ценами".
Работу в этом направлении вице-премьер Сечин поручил заместителю руководителя своего секретариата Антону Устинову, который стал ответственным за исполнение поручения правительства, касающегося раскрытия госкомпаниями своих контрагентов и их бенефициаров, а также доходов топ-менеджеров и их родственников. Информация об этом назначении появилась сразу после состоявшегося 13 марта заседания Совета по противодействию коррупции.