Капремонт жилых домов пытаются переложить на плечи самих жильцов
В прошлом году был принят очередной закон, касающийся достаточно болезненного для многих граждан нашей страны вопроса – капитального ремонта многоквартирных жилых домов. Называется он буднично: "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ".
Минрегион России, разработавший проект закона, утверждал, что им будут определены границы ответственности федерации, субъектов федерации, муниципалитетов и граждан в части проведения капитальных ремонтов.
Согласно этому документу, органы государственной власти обязаны определить основные требования к организации и функционированию региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов. Дальше следует сугубо бюрократическое определение того, что именно понимается под системами капитального ремонта. Это – "совокупность мероприятий, направленных на своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в т. ч. при непринятии собственниками помещений в многоквартирном доме решений, необходимых для своевременного проведения и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме".
Есть одна закономерность наших законодательных актов: чем более бюрократически затруднен для нормального человеческого восприятия тот или иной документ, тем выше оказывается "административная рента", извлекаемая из его практического применения господами чиновниками.
Поэтому постараемся объяснить как-нибудь попроще. И начнем с очень далекого 1992 года, когда с 1 января были отпущены цены, и инфляция быстро достигла фантастических значений.
В советские времена, когда деньги были другими, несмотря на смешные, по теперешним нашим понятиям, суммы в квитанции квартплаты, они включали в себя и взнос за будущий капитальный ремонт дома. Поскольку все вокруг было государственным, деньги за жилищно-коммунальные услуги и капремонт начислялись в соответствии с существовавшими нормативами, а не с желаниями руководителя управляющей компании построить себе домик на Лазурном берегу или купить новый "Мерседес".
Однако, когда инфляция зашкалила за тысячу процентов, накопления структур, отвечающих за ЖКХ, испарились точно также, как накопления рядовых граждан. Начинать надо было с ноля.
Автору этих строк довелось жить в доме, построенном в 1963 году, который должен был встать на капремонт как раз в 90-е. Разумеется, никакого капремонта ни в 90-е, ни в 2000-е не было. Вдобавок ко всем общим бедам дом был ведомственный. В далекие 60-е его построил для своих сотрудников мощный в те времена оборонный НИИ. К тому моменту, когда надо было проводить капремонт, этот НИИ был банкротом. Несколько лет шла борьба за передачу дома в муниципальную собственность, закончившаяся в итоге победой прежнего владельца: он сумел передать жилой фонд городу без проведения какого-либо ремонта и безо всяких обязательств по этому поводу.
Муниципальные власти с расстройства покрасили подъезды и сменили отслужившие свой срок лифты, после чего неведомым для жильцов образом передали жилой фонд в ведение некоего ООО. К моменту моего отъезда из этого дома никаких разговоров о капремонте не шло.
Дом, в котором я живу сейчас, был построен в 1979 году. В планах московского правительства, отраженных в списке, вывешенном на официальном сайте, он должен был встать на капремонт в 2010 году, но пока так ничего и не произошло.
Тем не менее, капитальный ремонт старых домов идет, пусть и явно отставая от обнародованных графиков. Что же подвигло правительство в целом и профильное ведомство, в частности, заняться законотворчеством в этой области? Увы, вопрос в деньгах.
Согласно новому законодательному акту, определение порядка организации и функционирования региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов, в т. ч. определение порядка расчета минимального размера платы за капитальный ремонт общего имущества, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ. То есть федеральная власть передает право принимать решение об увеличении платы за будущий капремонт (а, скажем честно, подразумевается именно это) власти региональной.
Но это еще не все. "Орган местного самоуправления принимает решение об участии многоквартирного дома в региональной системе капитального ремонта многоквартирных домов, если данное решение своевременно не принято собственниками помещений, или решение собственников помещений не предусматривает проведение капитального ремонта в объеме, необходимом для соблюдения требований законодательства Российской Федерации в отношении надежности, безопасности и энергоэффективности многоквартирного дома. Указанное решение принимается в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, исходя из характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома".
Проще говоря, граждане, конечно же, собственники своего жилья, но то, сколько они должны платить за его будущий ремонт, решать не им.
"Орган местного самоуправления устанавливает размер платы собственников помещений, предназначенной для обеспечения финансирования капитального ремонта, который определяется исходя из федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения, если меньший размер обязательной ежемесячной платы не установлен субъектом Российской Федерации".
Видите, сколько уровней властной вертикали готовы принять участие в определении платы за капремонт? А ведь существует, между прочим, еще и специальный фонд, созданный как раз для этого.
Фонд содействия реформированию ЖКХ действует с 2006 года, и в него было направлено, по заявлению премьер-министра Владимира Путина, порядка 250 млрд. рублей. Как планировалось ранее, фонд в 2012 году должен был завершить свою работу, но в прошлом году президент страны Дмитрий Медведев заявил о продлении его полномочий до 2015 года. По его мнению, фонд доказал свою эффективность.
Несколько по иному эту эффективность оценила Счетная палата РФ: по итогам проверки законности и эффективности расходования в 2008-2011 годах субъектами РФ и муниципальными образованиями средств фонда были выявлены нарушения на общую сумму свыше 33,3 млрд. рублей.
Понятно, почему на сам капремонт средств не хватает. И если правительство Москвы взяло на себя обязательства за счет средств бюджета проводить капитальный ремонт в жилых домах, возведенных до 1991 года, то планы, а главное возможности других регионов могут оказаться совсем другими.
Именно поэтому Минрегионразвития сделало все, чтобы к традиционным платежам за услуги ЖКХ добавились обязательные платежи на ремонт домов. Цена вопроса – триллионы рублей, поскольку примерно половина многоквартирных домов в России нуждается в капремонте.
Пока что капремонт в России при участии жильцов проводился избирательно, на экспериментальном уровне – с согласия жильцов и при участии Фонда содействия реформированию ЖКХ. Новая программа сделает платежи обязательными, а долю финансирования капремонта за счет граждан увеличит. Сейчас платеж жильца за ремонт уже может достигать 5-10 рублей с квадратного метра.
Для проведения будущего капремонта предлагается накопительная схема, уже работающая в Татарстане. Создается региональный фонд капремонта, который аккумулирует платежи населения и за счет этих денег местные власти проводят капремонт. Однако эксперты считают, что в нынешних условиях долгосрочная накопительная система платежей является рискованной – в России высокая инфляция, случаются кризисные ситуации, когда накопления могут разом обесцениться. Кроме того, если дом хороший, то капремонт не нужен, а деньги в виде обязательных платежей окажутся собраны и должны быть освоены. Они либо будут потрачены зря на ненужный ремонт, либо пойдут на ремонт других домов. Возникает справедливый вопрос – а почему жильцы одного дома должны платить за капремонт другого?
Есть еще целый ряд вопросов по предлагаемым схемам. Но главный из них: можно ли верить чиновникам, стремящимся получить наши деньги сейчас, чтобы отремонтировать дома в некоем отдаленном будущем? Думаю, что большинство наших граждан ответит на этот вопрос отрицательно. И будет совершенно право. Недаром на прошедшие недавно парламентские слушания комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству на тему "Создание системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов: новые подходы, законодательные предложения" были вынесены поправки в закон "О приватизации жилищного фонда РФ", которые предусматривают отказ государства от обязательств по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Слушания сопровождались пикетированием здания Госдумы. Пикетчики требовали зафиксировать в Жилищном кодексе обязательства государства по капитальному ремонту домов. Также они выступали за принятие федеральной программы погашения задолженности властей по капремонту. Их, скажем честно, куда легче понять, чем авторов пресловутых поправок.
Капремонт жилого фонда, судя по всему, так и будет висеть дамокловым мечом над головами большинства россиян, в то же время наполняя карманы нечистоплотных деятелей, имеющих возможность нажиться на этой проблеме.
RSS лента комментариев этой записи