Известная проблема как напоминание губернатору и его правительству
Заместитель председателя правительства Волгоградской области Юрий Сизов и министр социальной защиты населения Евгений Харичкин приняли участие в пресс-конференции, Встреча с журналистами прошла в Волгограде, в Международный день семьи и потому вполне логично, что ее главной темой стала социальная политика, направленная на поддержку семей.
Послушать чиновников было любопытно еще и потому, что и первому, и второму приходилось заниматься этой темой много лет - еще в бытность губернатора Николая Максюты.
Как сообщала несколько лет назад пресс-служба администрации области, согласно его постановлению в Волгоградской области была создана региональная межведомственная комиссия по социально-демографической политике. Впрочем, и сегодня будет уместно процитировать это сообщение в полном объеме.
«Комиссия сможет обеспечить взаимодействие и согласованность действий органов исполнительной и законодательной власти всех уровней с общественными объединениями, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов и решении проблем социально-демографического развития региона. К функциям комиссии относятся разработка концепции демографической политики Волгоградской области на период до 2025 года, а также региональной программы и первоочередных мер по улучшению демографической ситуации. Комиссия получила право запрашивать у структурных подразделений областной администрации, иных ведомств, органов местного самоуправления, организаций необходимые материалы и информацию, заслушивать их представителей. Возглавит межведомственную комиссию первый заместитель главы администрации региона по социально - политическим вопросам Юрий Сизов», - так завершалось официальное сообщение более чем четырехлетней давности.
Через два года Юрий Сизов из администрации области, которую возглавил Анатолий Бровко, перешел на другую работу, а вот Евгений Харичкин в администрации области остался, и продолжил работу над реализацией мер, наработанных межведомственной комиссией под руководством Юрия Сизова. И вот в июне прошлого года в Совете Федерации, на его 297 заседании, прошел День Волгоградской области. Среди других тем шел разговор и о реализации комплекса мер, направленных на улучшение демографической ситуации на территории региона, и об их эффективности.
Демографическая ситуация в Волгоградской области, - говорилось на высоком уровне, - характеризуется устойчивым процессом депопуляции, т.е. сокращением численности населения, происходящим за счет высоких показателей смертности и низких показателей рождаемости. Только в 2010 году численность населения Волгоградской области сократилась на 12,3 тыс. человек и по состоянию на 1 января 2011 года составила 2 млн. 681 тыс. человек. Число умерших за 2010 год превысило число родившихся в 1,3 раза, что в значительной степени обусловлено снижением доли молодежи и увеличением числа лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения.
По итогам 2010 года результатом реализации на территории Волгоградской области мероприятий, направленных улучшение демографической ситуации, стали позитивные изменения в сфере рождаемости и смертности населения Волгоградской области. Показатель рождаемости за последние 5 лет увеличился на 14%, достигнув в 2009 году 11,4 на 1000 населения, (в 2010 году - 11,3). Показатель смертности на протяжении последних лет снижается. В 2010 году он составил 14,6 на 1000 населения, - отмечалось в докладе.
Говорилось также, что уменьшение уровня смертности в сравнении с 2000-2002 г.г. составляет около 10%. Несмотря на то, что естественный прирост населения остается отрицательным, его абсолютное значение сокращается. В 8 районах области наблюдается положительная динамика естественного прироста населения. Особо подчеркивалось, что в декабре 2010 года в Волгоградской области был введен в эксплуатацию Областной перинатальный центр № 2 на 130 коек и с поликлиникой на 100 посещений в смену.
Центр, оснащен современным медицинским оборудованием и аппаратурой и его открытие позволяет применять новейшие современные медицинские технологии - выхаживание новорожденных с критически низкой массой (от 500 грамм), а также сохранять репродуктивное здоровье беременных женщин с высокой группой риска летального исхода и как следствие – снизить показатели перинатальной и материнской смертности в регионе.
А теперь обратимся к данным, которые недавно - по итогам Всероссийской переписи - обнародовал Роскомстат. За основу возьмем областной центр, поскольку демографическая ситуация в нем является наиболее показательной для региона. Так вот, население Волгограда на 1 января 2011 года составило 1 020 862 человека. В 2010 году в Волгограде родилось 10589 человек - это чуть меньше, чем в 2009 году (на 157 человек), но больше, чем в 2005–2008 годах.
Как отмечают эксперты, и это показательно для области в целом, характерные черты рождаемости - массовое распространение малодетности (1–2 ребенка в семье), откладывание на поздний срок рождения первого ребенка и рост внебрачной рождаемости. Вывод специалистов неумолим: такие уровень и характер рождаемости не могут, в частности , сохранить демографический потенциал Волгограда.
Число смертей в Волгограде превысило число рождений в 1,37 раз. Более 86% смертей приходится на долю сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований и травм. Особое место в структуре смертности занимают неестественные причины: транспортные травмы, убийства, самоубийства. Миграция, о которой много говорят с разных трибун, тоже не спасет город-герой: на данный момент уровень миграционного прироста не способен компенсировать естественную убыль населения. Миграционное сальдо на протяжении последних лет является положительным и держится на отметке 1–2 тыс человек в год.
Как явствует из прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2012 год и плановый период 2013–2014 годов, оценка основных тенденций развития демографической ситуации сходит из предположения о необратимости происшедших изменений в репродуктивном поведении населения, в результате которых происходит распространение модели семьи, имеющей одного, реже – двух детей.
В общем, жителей Волгограда становится с каждым годом все меньше. Сформировавшиеся тенденции в области естественного и миграционного движения населения предопределяют дальнейшее сокращение численности населения от 2 до 1,5 тыс человек в год. По прогнозу, к окончанию 2014 года численность населения Волгограда будет составлять 1 013 990 человек. При сокращении населения по 2 тысячи в год потребуется 12 лет, чтобы город герой утерял статус города-миллионника.
Вернемся, однако, на пресс-конференцию. На ней никуда не уходивший из администрации Евгений Харичкин (стал министром социальной защиты населения) и вернувшийся Юрий Сизов (стал вице-премьером правительства) просвещали журналистов о социальной политике, направленной на поддержку семей.
В официальной справке подчеркивается, что в последние годы в регионе отмечен рост числа многодетных семей. На сегодня в Волгоградской области их уже более 17 тысяч. В этих семьях воспитывается более 55 тысяч детей.
В настоящее время, как узнали журналисты, на территории Волгоградской области семьям выплачивается 15 видов пособий на детей, в том числе 8 финансируется из регионального бюджета. А уже в 2014 году волгоградские семьи, в которых не ранее 1 января 2012 года родился третий или последующий за ним ребенок, смогут претендовать на новую региональную меру соцподдержки – родительский капитал. Законом предусмотрена выплата в размере 40789 рублей. Двухлетняя отсрочка выплаты пособия позволит, по мнению разработчиков документа, повысить ответственность семьи за рождение и воспитание ребенка.
Еще одно нововведение в региональной семейной политике – ежемесячные денежные выплаты при рождении третьего и последующих детей (родившихся не ранее 1 января 2013 года) до достижения ими возраста трех лет. Размер выплаты составит величину прожиточного минимума для ребенка, установленного законом Волгоградской области на соответствующий финансовый год.
«Семьи - это надежный оплот нашего общества, - подчеркнул на пресс-конференции заместитель председателя правительства региона Юрий Сизов.- Именно поэтому поддержка семей была и остается приоритетным направлением социальной политики областной власти».
К этим словам не стоит придираться - к изложенным Юрием Сизовым данным нынешнее правительство области никакого отношения не имеет. А вот и добавить кое-что, и уточнить, и напомнить просто необходимо. Например, о том, что в настоящее время на территории области законодательно предусмотрено свыше 20 различных денежных выплат семьям с детьми и детям-сиротам, которые подлежат ежегодной индексации.
Определены дополнительные меры социальной поддержки детей-сирот, продолжающих обучение в общеобразовательных учреждениях после достижения совершеннолетия. Установлены дополнительные ежемесячные выплаты из областного бюджета неработающим родителям, осуществляющим уход за двумя и более детьми-инвалидами. Кроме того, увеличена сумма частичной компенсации стоимости питания детям из малоимущих семей и учащимся первых – четвертых классов.
Еще одна задача- это создание многодетным семьям режима наибольшего благоприятствования. Волгоградской областной думой приняты соответствующие изменения в региональное законодательство, дающие право бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий. Есть надежда на реализацию такой меры, как единовременная денежная выплата в размере 200 тыс. рублей многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства.
Все это хорошо, но на пресс-конференциях подобного рода, как и на других публичных мероприятиях по социальной и культурной тематике, часто звучат одни и те же слова: при наличии бюджетных возможностей. Но давно и хорошо известно, что бюджетные возможности нередко определяются политической волей, основанной на осознании актуальности проблемы.
Известная, согласитесь, проблема: кто хочет - делает, а кто не хочет - ищет причины. Но чтобы делать, нужно знать, что делать. А кто сегодня в Волгограде и области может ответить на такой простой вопрос: в чем приоритеты развития и областного центра, и региона? Как известно, бывает политика социальная, бывает политика экономическая, должна быть и политика в сфере культуры. Так есть все это в нашей области сегодня? Увы и ах…