Посидели, поговорили, разошлись: ППР называется
Накануне в Волгограде, в актовом зале регионального филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС), прошли публичные (общественные) слушания по вопросу: «О годовом отчете об исполнении областного бюджета за 2011 год».
Отчет по основным финансовым показателям представил министр финансов Волгоградской области Марат Абудлхалыков. Он отметил, что по основным социально-экономическим показателям положительная динамика сохранена. Увеличились валовой региональный продукт, объемы промышленной, сельскохозяйственной продукции, инвестиций, розничной торговли и т.д. Однако в плане исполнения бюджета этот период был достаточно сложным. Главная причина того, что областная казна недосчиталась всей запланированной изначально суммы - снижение поступлений по налогу на прибыль. В основном - от вертикально-интегрированных компаний.
В целом доходы областного бюджета за 2011 год исполнены в сумме 59,9 млрд. рублей. Из них 42, 1 млрд. рублей – налоговые и неналоговые доходы. По сравнению с уровнем 2010 года поступления возросли на 804,3 млн. рублей или на 1,9%. Расходы областного бюджета в 2011 году сложились в сумме 66,8 млрд. рублей.
Среди позитивных достижений финансовой деятельности области министр финансов отметил выполнение в полном объеме социальных обязательств перед населением. В прошлом году заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений повышалась дважды: с 1 июня на 6,5% и с 1 октября на 6,5%. На эти цели из областного бюджета направлено свыше 19 млрд. рублей, на социальную поддержку – 7,4 млрд. рублей.Бюджетные инвестиции также пошли на реконструкцию и строительство дошкольных образовательных учреждений, на строительство объектов физкультуры и спорта, объектов здравоохранения, строительство жилья, на государственную поддержку дорожного хозяйства и строительство дорог, на капитальный ремонт многоквартирных домов и т.д.
Анализ структуры расходов областного бюджета показывает, что свыше 60% их приходится на социальную сферу. Причем с каждым годом данный показатель растет. Так за последние пять лет финансирование социальной сферы увеличилось с в 2,8 раза, при этом доходы – всего лишь в 1,5 раза. Как отметил Марат Абдулхалыков, подобная тенденция свойственна большинству российских регионов. Принимаемые на федеральном уровне решения по изменению налогового законодательства, передачи полномочий на уровень субъектов, заставляют регионы наращивать расходы, не имея для этого достаточной доходной базы, и как следствие, увеличивать долговую нагрузку на бюджеты субъектов. Так, госдолг Волгоградской области в 2011 году вырос в 1,7 раза. Впрочем, как подчеркивается в официальном отчете о публичных слушаниях, у соседних краев и областей этот показатель еще больше.
В области действуют порядка 60 целевых программ. Однако, по мнению главного финансиста, которое поддерживают и депутаты облдумы, не все они эффективны. Поэтому необходимо провести их тщательную ревизию и оставить только те, которые способны дать реальный весомый результат. Данная мера позволит уже в ближайшее время существенно оптимизировать расходы областного бюджета.
Выполнить же все стоящие перед бюджетом обязательства в будущем позволит лишь существенный прирост его доходной части. Для этого необходимо по максимуму задействовать промышленный и экономический потенциал Волгоградской области. Кроме того, должна начать работать установка: жить по средствам! Этот принцип для Волгоградской области, как и для всех регионов России, становится наиболее актуальным, говорил министр финансов. С ним никто не спорил, но и фактов противоположного характера, если верить официальной версии отчета, не озвучивалось. Способствовать же тому, чтобы жить по средствам, должна, как говорилось на публичных слушаниях, перенастройка» всей системы финансового управления на программно-целевые «рельсы».
Кстати, в этой связи определенный интерес представляют оперативные данные о доходах, поступивших в областной бюджет за 4 месяца текущего года. По информации министерства финансов правительства области, поступило 13,5 млрд. рублей налоговых и неналоговых доходов, что составило 26,7% от годового плана и 101,0% к поступлениям 4 месяцев 2011 года. В том числе:
- налог на прибыль организаций поступил в сумме 4 869,7 млн. рублей, что составило 22,6% от годового плана и 96,4% к поступлениям 4 месяцев 2011 года;
- налог на доходы физических лиц поступил в сумме 3 341,1 млн. рублей, что составило 29,0% от годового плана и 122,1% к поступлениям 4 месяцев 2011 года;
- акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации поступили в сумме 1 964,2 млн. рублей, что составило 25,0% от годового плана и 118,2% к поступлениям 4 месяцев 2011 года;
- налог на имущество организаций поступил в сумме 1 841,7 млн. рублей, что составило 34,5% от годового плана и 97,1 % к поступлениям 4 месяцев 2011 года.
В структуре налоговых и неналоговых доходов областного бюджета по итогам 4 месяцев 2012 года наибольший удельный вес занимают налог на прибыль организаций – 36,1%, налог на доходы физических лиц – 24,8%, акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации –14,6%.
Налог на имущество организаций по итогам четырех месяцев составил, 13,7%, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 7,1%, транспортный налог – 1,2%, прочие источники формирования налоговых и неналоговых доходов составляют 2,5% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета.
Данные о расходах бюджета в обозначенном периоде еще не обнародованы, поэтом делать выводы о том, что установка жить по средствам получает хоть какое - нибудь практическое воплощение, не представляется возможным. А потому ограничимся известным постулатом: теория без практики мертва. Поговорили, послушали, разошлись. В народеэтот процесс давно уже обозначили как ППР - аббревиатура легко и понятно расшифровывается.
RSS лента комментариев этой записи