Это - один из главных христианских праздников. В этот день Мессию крестил в реке Иордан Иоанн Предтеча.
Событие
Евангелие сообщает: Иисусу было тридцать лет, когда он пришел к Иоанну Предтече, чтобы принять от него крещение. Увидев Мессию, Иоанн удивился и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», после чего Иоанн крестил его в Иордане. Евангелист Лука пишет, что в этот момент «отверзлось небо… и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» Дороги Иисуса и Иоанна Крестителя после встречи на Иордане разошлись навсегда. Мессия удалился в пустыню, где провел сорок дней, постясь и преодолевая искушения дьявола. Иоанн ушел с проповедью в Галилею, где был схвачен правителем Иродом Антипой и обезглавлен.
Традиция
Обычай праздновать Крещение Господне появился, предположительно, во II веке. О нем вскользь упоминает богослов Климент Александрийский. Позже, в IV веке, Афанасий Великий скажет о празднике уже более конкретно: «Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, тот будет отлучен от святых тайн на 40 дней». Тех, кто не только избегает воды, но и вообще отказывается вспоминать Крещение, Афанасий называет «еретиками, отрицающими Церковь». Обряд освящения воды или Великого водоосвящения занимает особенное место в праздничном богослужении. Оно совершается дважды — в сам день праздника, после литургии и в день накануне (его еще называют Крещенским сочельником). В этот день принято поститься, а разговляться нужно «сочивом» — смесью размоченных зерен пшеницы с медом. Считается, что вода в этот день приобретает целебные свойства. Ее освящают в храмах и на водоемах, где происходят омовения. На Руси такие проруби называют «иордани», по названию реки, где принял крещение Христос.
Купание
О традиции купания в ледяной купели в литературе Древней Руси данных нет. Известно о купелях на Неве и на Москве-реке в XIX веке. При Николае II главную «иордань» прорубали между Зимним дворцом и Петропавловской крепостью. С точки зрения православных канонов купание не обязательно. Важнее в этот праздник побывать на богослужении. «Самая большая ошибка в том, что люди идут не в храм, а "купаться", - говорит РП священник Александр Шумский. ― Отрадно, что традиция праздника живет в народной памяти, но окунаться, если очень хочется, нужно после того, как побываешь в храме. И, разумеется, провести праздник нужно в трезвости». Именно с выходом Христа из вод Иордана после сошествия на него Божьего света на земле началось уничтожение державы диавола, объясняет главный смысл праздника Шумский.
Правила купания
Окунаться в купели людям со слабым здоровьем не рекомендуется, в особенности тем, у кого есть проблемы с сердечно-сосудистой системой.
Не купаться в «стихийных» прорубях, поскольку опасно для здоровья.
После омовения обтереться полотенцем и переодеться в сухую одежду.
Купель лучше выбирать рядом с храмом, где священники отслужат водоосвятительный молебен.
Главное: перед погружением ни в коем случае нельзя принимать алкоголь. Это опасно для здоровья.
Горячий чай - лучший напиток, сообщает "КЗ" со ссылкой на "Русскую планету".