Вероятно уже на этой неделе депутат Госдумы от «Справедливой России» Геннадий Гудков может лишиться своего мандата: за этого готовы проголосовать «единороссы» и представители фракции ЛДПР. В СМИ дело против Гудкова выглядит как политическая акция Кремля по наказанию «отвязавшегося» парламентария. Вероятно, так оно и есть - за исключением одного «но»: за локальным случаем вполне могут последовать «системные» изменения режима. Кремлю теперь нужна не просто лояльность депутатов, а гарантии их «патриотичности» в случае политического кризиса. А это значит, что отказываться от мандатов придется и тем, кто думает больше о бизнесе, чем о судьбах Родины.
Последние шаги власти выстраиваются в некую логическую цепочку. Жесткие законы об ответственности за участие и организацию несанкционированных митингов, странный закон, приравнивающий НКО, получающих финансовую помощь из-за рубежа, к иностранным агентам, разворот России лицом к Азии. В августе газета «Ведомости» писала со ссылкой на свои источники, что Путин дал негласное указание всем чиновникам – вернуть в течение года свои активы из-за границы. Закон, который был инициирован в начале августа и который должен быть создать препятствия для заграничной жизни и деятельности чиновников, в нынешних политических условиях не обладает никакой силой, пока не подкреплен жестким словом президента, то есть политической волей.
Объект нынешних политических трансформаций – не только критики власти и протестующие, но и элита, которой велено «вернуться на Родину», если она хочет сохранять и приумножать свои богатства и дальше. Либо, вероятно, можно остаться и за пределами страны, но с тем, что есть и без права на дальнейшее извлечение статусной ренты. Показательно, что вчера бывший вице-премьер и министр финансов России Алексей Кудрин заявил, что многие министры скорее откажутся от своих постов, чем от «квартирок» в Европе. Кудрин знает, что говорит.
Теперь дошла очередь и до депутатов. Пока оппозиция ищет (и находит) политические мотивы Кремля в лишении Геннадия Гудкова мандата, власть идет гораздо дальше. Фракция «Единой России» в Госдуме, как утверждает источник «Коммерсанта» в администрации президента, «получила сигнал» начать осеннюю сессию с проверок депутатов. Собеседник издания утверждает, что при выявлении случаев, «аналогичных Гудкову», в отношении единороссов будут сделаны «аналогичные оргвыводы». «Близкий к Кремлю» собеседник «Известий» рассказал газете, что «дело Гудкова» - это не единичный случай, а «начало системной работы». По его словам, все партии, в том числе «Единая Россия», были предупреждены о том, что они должны провести расследование в отношении депутатов, которые управляют бизнесом. Депутат от «Единой России», пожелавший остаться неизвестным, заявил газете, что 10 сентября на закрытом заседании фракции было объявлено о начале соответствующих проверок.
Вероятно, сейчас можно наблюдать начало нового этапа в политической жизни страны. Первый этап, который условно можно назвать «построением вертикали», был успешно реализован в течение первого президентского срока Путина. Тогда лояльности было вполне достаточно для продвижения по службе. Питерцы, заполонившие все органы власти и ключевые позиции в экономике, обеспечивали покладистость и управляемость режима. Взамен им позволялось наращивать «откаты», получать статусную ренту и раздавать заказы «своим». Система извне была более или менее подконтрольна Путину.
Однако за 12 лет новая путинская элита приобрела немало «жира», поднакопила благ, резко нарастила запросы в уровне своего потребления. А под «лояльными» фигурами появилась армия «винтиков», уважающая политические правила, но на деле лояльная исключительно своим интересам и занимаемым постам. С зачистки этого «пласта», вероятно, и намерен начать Кремль. Причем как в органах исполнительной, так и законодательной власти. В администрации президента, кажется, начали понимать, что в случае значительного падения рейтинга Путина, с ним останутся только Сечин, Тимченко, «Газпром» и может сотня полностью зависимых от сложившейся системы кормления фигур. Что станет с путинским большинством в Госдуме? Как поведут себя сенаторы в СФ в ситуации политического кризиса? Что скажут министры медведевского правительства при условии эрозии режима? Ответы могут оказаться не в пользу власти.
На протяжении последних лет казалось, что «вертикаль», эффективная или нет, но все же построена и задача обеспечения лояльности бюрократии политическим властям выполнена. Но все оказывается вовсе не так однозначно, если режим подвергнется сильным политическим испытаниям. Вероятно, именно к ним сейчас готовится Кремль, впервые всерьез осознав, что угроза стабильности исходит не только и не столько от «иностранных агентов» во внесистемной оппозиции, но и от любителей европейского комфорта внутри власти.
Татьяна СТАНОВАЯ,
руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий