В минувший вторник Дмитрий Медведев взорвал очередную информационную бомбу. На совещании с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей премьер-министр заявил, что правительство России несколько лет назад ошиблось в расчетах при разработке пенсионной системы. Оказывается, авторы зурабовской реформы исходили из того, что к 2023 году у выходящих на пенсию людей накопительная часть пенсии будет больше, чем ее распределительная часть.
Однако, как считает сегодня премьер-министр, при определении стимулов перехода на накопительную часть были допущены ошибки. "В результате разница будет в пользу распределительной системы. Ну, а что это за накопительная система тогда? Зачем она нужна?" – задал глава правительства чисто риторический вопрос.
Беда, по его мнению, в том, что накопительная система не создавала ресурсов, которые могли бы быть инвестированы в развитие экономики. "Та система, которая формировалась, сколько бы мы ни делали заклинаний в пользу длинных денег, она не работает. Из этой копилки, будем говорить предельно прямо и откровенно, Минфин ни рубля никому не дал. И дело не в том, что Минфин плохой, а просто потому, что эта система не создавала тех самых ресурсов, которые необходимы, например, для инфраструктурных проектов", – заявил премьер.
С заявлением премьер-министра сразу же не согласился бывший министр финансов Алексей Кудрин. Не было у правительства тех лет ориентиров, названных накануне Медведевым, утверждает он. По мнению Кудрина, "есть абсолютно четкие соотношения, которые показывают, что такого превалирования накопительной части быть не могло в принципе".
Между прочим, накануне заявления Медведева кудринский Комитет гражданских инициатив опубликовал доклад "2012: власть и наши общие риски". Там среди прочего критиковались действия властей в пенсионной сфере. По мнению авторов доклада, заявленная новая пенсионная реформа "не сможет обеспечить системе долгосрочную устойчивость, а населению – достойные пенсии, но гарантированно снизит уровень сбережений в экономике, и самое главное – еще больше подорвет доверие к государству".
Не стало ли выступление Медведева, помимо всего прочего, реакцией на этот доклад?
На такую мысль наталкивают и пояснения его пресс-секретаря Натальи Тимаковой. "Премьер-министр, безусловно, имел в виду ситуацию 2002 года, когда базовые решения о действующей до сих пор системе начисления пенсий были приняты правительством Михаила Касьянова при активном участии ряда министров, – цитирует Тимакову "Интерфакс". – Именно тогда была допущена ошибка в расчетах, что и сделало необходимым вернуться к расчетам и провести необходимую корректировку пенсионной системы сегодня".
Тимакова не стала уточнять, кто входил в "ряд министров", допустивших отмеченные Медведевым ошибки. Тем не менее, ясно, что министр финансов в их числе точно был.
Между тем, заявление премьера вызвало неоднозначную реакцию среди экспертов. Президент РСПП Александр Шохин тут же посетовал, что "те предложения, которые правительство внесло в Госдуму, расходятся с нашими представлениями о судьбе накопительной пенсионной системы и перспективах налоговой нагрузки на бизнес".
Директор департамента доверительного управления "Внешэкономбанка" Александр Попов (напомним, что именно в ВЭБе сосредоточена основная часть накопительных пенсионных средств граждан) заявил по поводу предстоящего трехкратного снижения накопительной части пенсии следующее: "Новых поступлений из Пенсионного фонда не будет, и возникнет существенный риск ликвидности. Горизонт инвестирования будет ограничен тремя годами (на начало года он составлял 4,5 года, сейчас – 4,2 года). Также в этом случае не сможет идти речь об инвестировании пенсионных накоплений в инфраструктурные проекты".
Иной точки зрения придерживается депутат Госдумы от фракции "Справедливая Россия" Оксана Дмитриева: "Абсолютно правильно признана ошибочной пенсионная реформа 2002 года, – заявила она. – Совершенно очевидно, что происходит стремительное обесценение накопительной части пенсии и неэффективность накопительной системы по сравнению с распределительной тоже очевидна".
Она также считает, что "никаких длинных денег для экономики накопительный элемент не дает". По мнению Дмитриевой, "происходит лишь кругооборот финансовых средств: из Пенсионного фонда в ВЭБ, из ВЭБа в федеральный бюджет, а федеральный бюджет компенсирует дефицит Пенсионного фонда".
Тем временем, президент страны уже подписал закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования".
Новая стратегия предполагает сделать персональное пенсионное накопление добровольным, при этом накопительная часть пенсии становится страховой. Целый ряд экспертов заявляет, что это означает по сути возвращение к так называемой солидарной (распределительной) пенсионной системе, когда пенсионеры содержатся за счет работающих граждан, то есть за счет отчислений, которые за них уплачивают работодатели. Кстати, Оксана Дмитриева не раз говорила о желательности возвращения к такой системе.
Что же касается пенсионных денег, то есть тут и другая проблема. Дело в том, что в недрах Пенсионного фонда России, как и в закромах различных управляющих компаний, они имеют привычку растворяться вне зависимости от того, к какой именно части пенсии принадлежат.