В Москве завершилась первая практическая конференция «Зелёный супермаркет: как победить отходы, не отходя от кассы». Ее организовал Гринпис России для компаний розничной торговли, заинтересованных в уменьшении образования мусора и создании инфраструктуры для раздельного сбора отходов упаковки покупателями. На конференции была представлена четвёртая версия рейтинга экологичности крупнейших торговых сетей, регулярно составляемого Гринпис.
В качестве слушателей и докладчиков в конференции приняли участие крупнейшие предприятия розничной торговли – X5 Retail Group(«Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель»), «Ашан», «Магнит» «Дикси», МЕГА, Леруа Мерлен, ИКЕА, ОБИ, а также компании-переработчики, некоммерческие организации и инициативные группы, которые занимаются популяризацией идей раздельного сбора и переработки отходов.
Некоторые сети уже начали реализовать различные инициативы по сокращению отходов в соответствии с критериями рейтинга Гринпис «Зелёный супермаркет». В секции «Опыт» ритейлеры поделились со своими коллегами первым полученным опытом по сокращению объемов упаковки и внедрению раздельного сбора мусора. Контейнеры для сбора макулатуры у магазинов Волгограда и Климовска, отказ от бесплатных пакетов, внедрение многоразовых сумок, минимизация собственных отходов магазинов – таковы первые шаги российского торговой отрасли в решении проблемы отходов.
В секции «Возможности» прозвучали доклады компаний-переработчиков и поставщиков технологий и оборудования для раздельного сбора мусора, которые предложили магазинам уже готовые решения для организации пунктов приёма упаковки. На конференции прозвучали ответы и на многие другие вопросы: как оптимизировать затраты и логистику? как учесть все юридические тонкости? как подобные инициативы реализуются за рубежом?
«Мы рассчитываем, что участие в конференции перерастёт для супермаркетов и торговых центров в конкретные меры по минимизации своего влияния на окружающую среду и организации пунктов приема упаковки от покупателей. В то время как государство оказывается неспособным эффективно решать проблему отходов, мы видим, что бизнес и общество к этому уже готовы, уже делаются первые шаги, способные перерасти в полноценную систему раздельного сбора отходов в посещаемых местах для их дальнейшей переработки», – говорит руководитель токсической программы Гринпис Дмитрий Артамонов.
На конференции Гринпис обнародовал результаты нового рейтинга «Зелёный супермаркет», который основан на данных, собранных самими покупателями в прошлом году – в «народном анкетировании», организованном Гринпис, приняло участие около 1000 человек. Лидером рейтинга остался X5 Retail Group, получивший новые баллы за внедрение пакетов из макулатуры и многоразовых сумок, а также использование многоразовой тары в промышленной упаковке. В то же время, X5 потерял начисленные ранее баллы за сбор многослойной упаковки («Тетрапак»), так как эта акция так и не стала постоянной.
Улучшили свои показатели за счет уменьшения одноразовых пакетов в пользу многоразовых сумок, а также использования упаковки из вторсырья «Ашан» и «Дикси». При этом у «Ашана» были вычтены баллы, данные в прошлый раз за публичное обещание организовать раздельный сбор отходов, которое пока так и не реализовано. «Магнит» получил новые баллы за использование многоразовой промышленной упаковки и организацию приема макулатуры Несмотря на то, что в целом рейтинг сдвинулся в сторону зелёной зоны, пока все лидеры рынка очень далеки от звания «Зеленый супермаркет». Из максимальных 100 баллов лидер набрал лишь 7,3 балла, а многие участники продолжают находиться в отрицательной зоне, отмечает отраслевой портал unipack.ru.