Понятное дело, что никакого заявления Госдумы об отставке председателя Центризбиркома Владимира Чурова 27 января принято так и не было. После жесткой дискуссии в зале заседаний нижней палаты по поводу выборов 4 декабря в перерыве собралась межфракционная рабочая группа. У "Единой России" там было большинство, а потому в официально принятом тексте нет никаких оценок и выводов.
Отмечено, что Госдума с уважением относится к предложениям по избирательному законодательству, которые поступают от граждан, общественных организаций и партий. "Выборные процедуры должны быть предельно открытыми", – записано в документе. Сами думцы тоже берут на себя обязательство корректировать в этом направлении все выборные законы. И настаивают на том, что все нарушения должны быть правоохранительными органами расследованы.
Более или менее реальный пункт этой бумаги – создание некой постоянной межфракционной группы, которая станет заниматься и жалобами на избиркомы, и разработкой законодательных инициатив и так далее. Вот и все.
Депутат Валерий Гартунг призвал две другие оппозиционные фракции не голосовать за такую пустоту. Однако это предложение "Справедливой России" не было поддержано ни ЛДПР, ни КПРФ. Судя по результату голосования – 358 человек "за" – эти партии согласились, что с паршивой овцы хоть шерсти клок. Правда, непонятно, какой. Ведь все, что перечисляется в принятом большинством заявлении, депутаты и так должны делать: учитывать мнение общества, корректировать законодательство, внимательно смотреть, правильно ли оно исполняется и обращаться с запросами в правоохранительные органы, если они видят, что тут не все в порядке.
Причем, есть подозрение, что о внезапном соглашательстве коммунистов было известно заранее. Ну, а позиция ЛДПР вообще понятна уже достаточно давно. Недаром "ЕР" с самого утра нанесла удар именно по "Справедливой России". Единоросс Александр Хинштейн высказал подозрение, что именно члены этой партии работают в связке с американскими и британскими шпионами. То есть прежнюю историю с походом Оксаны Дмитриевой в американское посольство решено было разыграть с новой стороны. "ЕР" уже направляет запросы и делает протокольные поручения, требуя, чтобы Следственный комитет и ФСБ все-таки рассказали, кто же из депутатов – фракция демонстративно не называется – работает на заграницу.
Оксана Дмитриева в ответ предложила, чтобы правоохранительные органы дали обществу иную информацию – у кого из депутатов собственность в оффшорах, какие родственники у кого работают. А Алексей Митрофанов иронизировал, что "еще непонятно, кто кого вербовал – Макфол Дмитриеву или наоборот". Но единороссам было не до юмора. Им надо было любой ценой защитить результаты выборов 4 декабря.
Глава ЦИК Владимир Чуров им в этом помог. Потому что из его речи выходило, что все прошло нормально. Все разговоры о безобразиях и фальсификациях – это только разговоры. А некоторые нарушения, произошедшие в ходе кампании, – в основном следствие нынешнего избирательного законодательства. Чуров засыпал депутатов цифрами – сколько было членов комиссий, сколько было наблюдателей и так далее. Кстати, по его данным, партийных избиркомовцев было удалено с участков всего-то 360 человек из 175 тысяч, а наблюдателей – 600 из 269 тысяч. По поводу последних Чуров, кстати, упрекнул партии в том, что "наблюдателей было, к сожалению, меньше, чем вы, уважаемые коллеги, обещали". Говорилось о миллионе, а пришли чуть больше четверти. Отверг Чуров и другие заявления оппозиции – о вбросах, каруселях и массированном многократном использовании открепительных удостоверений. И призвал в вопросах к нему ни в коем случае не допускать предвыборной агитации.
Любопытно, что наиболее неприятным для "ЕР" оказался, судя по всему, доклад председателя СКР Александра Бастрыкина. Оппозиция, как известно, имеет к следователям много претензий, но сегодняшнее выступление их всероссийского главы должно все-таки оппозиционеров смягчить. Потому что подавляющее большинство упомянутых Бастрыкиным возбужденных уголовных дел, о которых он сначала сказал с точки зрения количества, а потом кратко изложил их содержание, касалось именно "ЕР". Смех и рукоплескание оппозиционной части думского зала вызвала, в частности, такая его реплика: "В Марий Эл члены участковых избирательных комиссий нанесли текст на остановках общественного транспорта: "Голосуешь за жуликов и воров, не удивляйся, что остался без штанов!". Явно неприятно единороссам стало и тогда, когда глава СКР огласил партийную палитру возбужденных на сегодня уголовных дел: "ЕР" – 14 штук, ЛДПР – 4, "СР" – 3, "Яблоко" – 3, КПРФ – 2, "Патриоты России" и "Правое дело" – по одному.
Поэтому неудивительно, что с руководством "ЕР" сегодня случилась настоящая истерика. Лидер фракции Андрей Воробьев получил слово после традиционного для Жириновского выступления обо всем, но набросился в основном почему-то опять же на Миронова. Сначала потребовал от оппозиции, чтобы она перестала "балаганить" и начала воспринимать здравые инициативы власти по обеспечению честности и прозрачности выборов. А потом стал говорить о каких-то деталях, в которых и кроется дьявол. И обвинил Миронова в том, что тот ездит по Москве с вооруженной охраной и посылает своих депутатов в иностранные посольства. Чуть меньше досталось от него Жириновскому и Зюганову. Последнему за то, что тот сомневается в результатах выборов, а сам пристраивает к своей даче новый бассейн. И больше по существу Воробьев ничего сказать не смог.
Так что главным итогом сегодняшних дебатов в Госдуме стал не призыв к отставке Чурова или хотя бы какое-то его наказание, а фактическое разделение парламентской оппозиции на несколько частей. "Справедливая Россия" превращается, судя по всему, в непримиримую, КПРФ – в соглашательскую, а ЛДПР – в фиктивную.