В Кремле нет консенсуса относительно масштабов политических преобразований, а также общей тактики и стратегии реагирования на массовые акции протеста23 января Верховный суд России отменил собственное решение от 2007 года о ликвидации Республиканской партии России (Владимира Рыжкова). Судя по всему, Кремль действительно принял решение либерализовать правила регистрации новых партий не только юридически, но и политически. Однако подобная тенденция сопровождается обратным движением: в СМИ активно обсуждается «план Володина» - набор контрмер первого заместителя главы президентской администрации Вячеслава Володина против массовых акций протеста, а Владимир Путин предложил все-таки ввести «президентский фильтр» на выборах губернаторов.
Массовые протесты привели к реальным послаблениям со стороны российской власти в отношении политической системы. Причем дело касается не только изменения законодательства, но и пересмотра ранее принятых решений. Так, Верховный суд пересмотрел собственное решение о ликвидации Республиканской партии. Формально это объясняется решением ЕСПЧ, который весной прошлого года признал ликвидацию партии Рыжкова нарушающей Европейскую конвенцию по правам человека в части свободы собраний и объединений. Тогда ЕСПЧ не только обозначил свою позицию по конкретному делу, но и признал партийное законодательство России недемократичным. На тот момент решение ЕСПЧ вызвало, как обычно, сильное раздражение в Кремле. Председатель КС России Валерий Зорькин не исключал, что будет принят новый законопроект, который позволит КС блокировать решения ЕСПЧ в случае их противоречия Конституции РФ. Это называлось механизмом «защиты национального суверенитета». В «Единой России» также исключали возможность восстановления Республиканской партии.
Сейчас же власти стали пересматривать свои политические приоритеты, считая, что регистрация маргинальных партий (именно так воспринимается внесистемная оппозиция) – это меньшее зло по сравнению с теми последствиями, которые могут иметь место в случае роста протестного движения в России. Напомним, что в рамках ежегодного послания Федеральному собранию было объявлено о возвращении выборов губернаторов, о либерализации порядка регистрации политических партий и сбора подписей для регистрации кандидатом в президенты.
Однако на фоне всех этих движений в сторону либерализации, происходит и попытка притормозить, либо пересмотреть принимаемые решения так, чтобы в итоге качественного изменения существующего режима не произошло. Так, Владимир Путин, в частности, снова поднял вопрос о возвращении «президентского фильтра» в систему выборов губернаторов. Он изначально предлагал именно такую «ограниченную» систему, но президент Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному собранию ни о каком «фильтре» не говорил.
Как затем заявила глава правого управления администрации президента Лариса Брычева, вместо «фильтра» будут добровольные консультации, что выглядело заметным смягчением изначального варианта, озвученного Путиным. Сейчас же получается, что Путин остался при своей точке зрения и более того, выступает за пересмотр варианта, предложенного Медведевым. «Если вы помните, я говорил о каком-то президентском фильтре. В проекте закона говорится о консультациях с президентом. Окончательного решения нет. Давайте все вместе подумаем», — сказал премьер, будучи в Кисловодске. По словам источников в Кремле, которые комментировали ситуацию в СМИ, «консерваторы» рассчитывают на введение «фильтра» в рамках рассмотрения законопроекта в Госдуме, где видимо и развернется настоящая политическая борьба.
Одновременно наращивается пропагандистская борьба против оппозиционеров. В государственных СМИ стали появляться масштабные дискредитирующие материалы: «прослушки», видео скрытой камерой частных разговоров оппозиционеров. НТВ показало репортаж об отдыхе оппозиционных лидеров, давая понять, что все они неплохо проводят время на шикарных курортах и в сомнительных компаниях. Интересно, что 25 января с НТВ был уволен глава дирекции праймового вещания Николай Картозия, который отвечал, в частности, за программы «Центральное телевидение», «НТВшники», «Профессия репортер».
Собеседник «Коммерсанта», знакомый с ситуацией, так изложил неофициальную версию расставания НТВ с Николаем Картозией: «Центральное телевидение» вызывало много нареканий в Кремле, нужна была жертва». Под Новый год с телеканала был уволен и известный телеведущий Павел Лобков. Как заявил Лобков в интервью телеканалу «Дождь», «дирекция прайма, которой руководил Коля, была, конечно, мощным противовесом [общественно-политической дирекции], которое лежало на другой чаше весов. Почему говорили «старое НТВ», «осколки старого НТВ»… Вот, один осколок перед вами сидит, тоже уже не в НТВ работает, тоже по неизвестным причинам. И, конечно, Коля со своим авторитетом, с тем, что он, в общем, работал и с Парфеновым (мы с ним знакомы с 2000-го года)...»
Кроме того, в СМИ широкое распространение получил так называемый «план Володина», суть которого состоит в том, чтобы противопоставить протестам мобилизованную поддержку Путина на улицах в крупных городах России. Как писала «Новая газета», кремлевская администрация готовится нанести «ответный удар» по размитинговавшейся оппозиции. После прошлых неудачных попыток, штаб замглавы администрации Вячеслава Володина разработал новую стратегию, цель которой - перехватить инициативу у оппозиции, выведя на улицы свои «добровольные отряды», сформированные из сторонников кандидата в президенты Владимира Путина, и создать из них массовое движение в его поддержку. В регионах должны обеспечить максимальную мобилизацию сторонников Путина, которые в преддверии и, возможно, после выборов президента 4 марта, проведут серию митингов в духе «Болотная площадь наоборот», а под конец соберутся на итоговый митинг в Москве 25 февраля, где объявят об окончательном оформлении движения «Путин - народный президент».
Первая массовая акция прошла 28 января в Екатеринбурге. По оценке ГУВД, митинг собрал более 12000 человек. По оценке корреспондента издания «Ридус» - не более 6000 человек одновременно. По словам депутата Свердловской областной думы Андрея Альшевских, «были городская дума в полном составе и аппарат законодательного собрания области. Каждая группка стояла локально, такое ощущение, ждали проверяющего, отчитаться, мы на месте». Активный сторонник оппозиции, депутат екатеринбургской городской думы Леонид Волков утверждает: «Интересен состав участников - помимо городских пенсионеров, там были еще в основном самые подневольные люди: начальники. Начальники цехов, начальники участков, мастера... Простые рабочие составляли меньшинство - по словам тех из них, с кем удалось поговорить».
Митингующие держали плакаты «Урал за стабильность!», «Человек славен трудом», «Человек труда - это звучит гордо», «За Урал! За стабильность!», «Развитие Урала - Развитие нашей страны!», «Народ - это мы» и выкрикивали лозунги в поддержку сильного президента. Рабочие екатеринбургского «Уралтрансмаша» попытались развернуть транспаранты с упоминанием имени Путина, но организаторы попросили их это убрать, так как публичная агитация за кандидатов пока не разрешена, и это могло трактоваться как нарушение закона о выборах, сообщает Ura.ру. Транспаранты были свернуты, однако затем, когда народу прибавилось, растяжки с именем премьера вновь появились и убрать их уже не просили. Кроме того, имя Владимира Путина множество раз упоминалось со сцены.
В завершении получасового митинга председатель федерации профсоюзов Свердловской области Андрей Ветлужских огласил резолюцию: «Мы выступаем за стабильность в стране и сильную экономику, за минимальную зарплату, равную прожиточному минимуму, за сильный профсоюз и против оскорблений людей рабочих профессий, за отставку недобросовестных чиновников и беспощадную борьбу с наркоторговцами, за сильного президента и сильную Россию», - сказал Ветлужских. Таким образом, организаторы «лоялистского» митинга перехватывают ряд лозунгов оппозиции, перенося удар с власти в целом на отдельных ее представителей и используя значимую на Урале «антинаркотическую» тему (связанную, в первую очередь, с фигурой политика-популиста Евгения Ройзмана, которого в прошлом году фактически не допустили к избирательной кампании).
Кроме того, на 4 февраля в Москве запланирован крупный митинг оппозиции, который с трудом, но все-таки удалось согласовать: это будет шествие, которое пройдет по Большой Якиманке и завершился митингом на Болотной площади. В этот же день на Поклонной горе пройдет многотысячная акция в поддержку Владимира Путина. Таким образом, власти пытаются вернуться к прежней тактике конкуренции акций.
Наконец, с резкой критикой митингующих выступил глава КС России Валерий Зорькин. В интервью «Российской газете» он заявил, что оппозиция, вышедшая на митинги после выборов в Думу, присвоила себе право решать судьбу страны за народ, подрывает правовые основы России и может дойти до того, что призовет спецназ НАТО для учреждения «новой государственности» по образцу Ливии. Изменения в государственной системе необходимы, признает Зорькин, однако должны вестись строго правовыми методами. Обсуждение назревших в обществе перемен он предлагает вести либо в «общественных комитетах» по образцу латиноамериканских (куда входили независимые граждане, партийные функционеры и делегаты от власти), либо на общенациональных форумах с участием партий и профсоюзов, как это было в Испании в 70-е годы при переходе от диктатуры Франко к демократии.
Судя по всему, сейчас в Кремле нет консенсуса относительно глубины и масштабов политических преобразований, а также общей тактики и стратегии реагирования на массовые акции протеста. До момента избрания Владимира Путина у Медведева и либералов в его окружении есть шанс добиться максимально возможных послаблений: после выборов моноцентризм может быть оформлен юридически и политически, хотя и не в том виде, как раньше – оппозицию крайне сложно вновь загнать в маргинальное состояние.