Кремлю нужно втянуть оппозицию в диалог, но так, чтобы все равно сохранить полную управляемость процесса законодательного творчестваВчера в Москве прошло очередное заседание рабочей группы во главе с первым заместителем главы президентской администрации Вячеславом Володиным, на которой представители незарегистрированных партий обсуждали поправки к федеральному закону «О политических партиях». Судя по обсуждению, становится понятно, что Кремль окончательно решил максимально упростить порядок регистрации новых партий, сильно раздробив партийное пространство на множество мелких игроков. При этом идея создания блоков, вероятно, так и не будет поддержана. А это означает, что реальная внесистемная оппозиция будет вынуждена конкурировать не с крупными парламентскими партиями, а с десятками мелких игроков, львиная доля из которых будет косвенно поддерживаться Кремлем.
Появление рабочей группы стало уступкой власти на фоне массовых акций протеста. Однако, учитывая уже начавшийся спад уличной протестной активности, можно допустить, что и эффективность самой группы, и ее влиятельность будут постепенно снижаться. Хотя, вероятно, проработает группа достаточно долго: заинтересован в этом, в первую очередь, сам Кремль, которому нужно втянуть оппозицию в диалог, но так, чтобы все равно сохранить полную управляемость процесса законодательного творчества. Иными словами, власти будет имиджево выгодно идти на уступки по набору мелких инициатив оппозиционеров, а по принципиальным позициям отвечать отказами (либо, например, играть на противоречиях среди самих участников рабочей группы, тем более, что многие из них реально представляют маргинальные политические проекты, на деле ориентированные на более тесное сотрудничество с властью).
Оппозиция пока эту игру принимает. Лидер Левого фронта Сергей Удальцов, которого цитирует ИТАР-ТАСС, заявил, что при доработке поправок к закону о партиях будут«учтены поправки об упрощении порядка регистрации партий, в частности, Министерство юстиции будет консультировать партии о порядке оформления документов для регистрации до их подачи, это будет оформлено как «государственная услуга». «Это очень важно, поскольку позволит минимизировать возможность отказа в регистрации по формальным основаниям», - пояснил Удальцов. Кроме того, по словам лидера Левого фронта, должна упроститься отчетность партий. Действительно, если принято политическое решение значительно упростить создание партий так, чтобы их стало несколько десятков (уже число поданных заявок составляет 68), то, как раз в рамках этой логики, власти выгодно даже содействовать появлению новых игроков. И чем их будет больше, тем, вероятно, проще будет реальным оппозиционерам затеряться среди массы мини-партий.
В эту логику вполне вписывается и стремление Кремля не допустить создание блоков. Володин, по данным «Коммерсанта», этот вопрос подвесил, Удальцов заявил, что консультации продолжатся. Но в случае разрешения блоков это будет крупная политическая победа оппозиции и своего рода поражение власти. Находится ли власть сейчас в таком положении, чтобы сдаваться позиции? Пока лидеры оппозиции удовлетворены тем, как идет диалог. Но можно прогнозировать, что такое взаимопонимание продлится недолго.
Во-первых, будут нарастать противоречия между самими оппозиционерами. Кремль удачно сталкивает лбами парламентскую и непарламентскую оппозицию (например, КПРФ выступает за повышение минимальной численности партий до 5000), мелких никому не известных незарегистрированных партий и уже узнаваемых внесистемных оппозиционеров. Во-вторых, часть лидеров неизбежно начнет протестовать против попыток власти «обвести оппозицию вокруг пальца». Представитель КПРФ Сергей Решульский, писал «Коммерсант», назвал создание рабочей группы и обсуждение на ней поправок — «ширмой». «Сама цифра 500 не особо смущает, но тогда нужно разрешить блоки, но я смотрю, что это не поддерживается,— отметил коммунист.— Делаю вывод: создана рабочая группа что-то обсудить, но президент внес пакет законопроектов — и шаг вправо, шаг влево... Нужна только ширма, что была рабочая группа». «Если цель реформы наплодить тысячу декоративных партий — так и скажите», - сказал он. В свою очередь, Мерзликин заметил, что «сложилось впечатление, что поставлена задача к осенним выборам в регионах зарегистрировать максимальное количество партий». «И это будет новый инструмент тонкого манипулирования политическим пространством»,— заключил оппозиционер.
Власть совместно с оппозицией начала либерализацию законодательства о партиях, что само по себе, безусловно, является позитивным процессом и бесценным опытом для обеих сторон. Однако власть пока умалчивает, а оппозиция «закрывает глаза» на тот факт, что законы и институты политической системы в России, особенно при режиме Путина, всегда находились в подчиненном положении по отношению к политической и административной логике управления. При нынешнем режиме у власти сохраняют все возможности для блокирования регистрации любой партии, а выстраиваемая избирательная система работает только в пользу крупных игроков. Поэтому чем больше партий сейчас будет зарегистрировано, тем проще Кремлю будет управлять партийной системой в пользу нынешних парламентских партий. И тем сложнее будет реальной оппозиции добиваться хотя бы одного места в парламенте, не говоря уже о фракции или большинстве.