В России розничные торговые сети «Магнит» и «Дикси» (АО «Тандер»), «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и «Чижик» (Х5 Retail Group) предложили ограничить максимальный уровень наценок на продукты первой необходимости не более чем на 10% до конца 2022 года. «Бристоль» заявил о готовности снизить наценки на 10–15%.
Розничные торговые сети X5 Group и «Магнит» уже согласились ограничить наценку на самые дешевые базовые продукты. В свою очередь в Федеральной антимонопольной службе уточнили, что в настоящее время ведомство рассматривает вышеуказанные предложения. Об этом, как сообщает интернет-газета "Кривое-зеркало", заявили в пресс-службе Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Журналисты интернет-газеты "Кривое-зеркало" связались с фермером, политиком и общественным деятелем Андреем Прошаковым, чтобы узнать как он оценивает предложение ретейлеров и насколько, по его мнению, оно будет эффективно в Волгоградской области и в целом в России. И, как оказалось, Андрей Павлович не только сомневается в целесообразности данного предложения, но и не верит в то, что в этом будет какая-либо выгода для покупателей, при этом, по мнению эксперта, ограничение максимального уровня наценки на продукты может стать выгодно исключительно для самих торговых сетей, но никак не для покупателей.
"Эти ограничения могут быть соблюдены, но только на бумаге и это будет выглядеть очень красиво. Магазины будут иметь от этого прибыль только еще больше, а вот для людей выгоды нет и не будет никакой. Это всё фикция. Единственное, что может благодаря этому изменится, так это то, что может повыситься спрос на сельхозпродукцию", - считает Андрей Прошаков.
Стоит отметить, что в начале декабря прошлого года заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов заявил, что в России не планируется заключение новых соглашений с ретейлерами и производителями о сдерживании цен на продукты, так как сейчас «достаточно эффективно» сложилась работа с производителями еды, с сетями, у которых минимальные наценки.
Напомним, в ООН заявили о самом масштабном подорожании продуктов в мире. Цены на продовольствие в мире по итогам 2021 года выросли на 28,1%.
Согласно данным, подорожание стало самым максимальным за последние годы, поскольку выросла стоимость всех основных групп сельхозпродукции. Цены на злаковые культуры достигли максимума с 2012 года, увеличившись на 27,2%. Стоимость кукурузы и пшеницы повысилась на 44,1% и 31,3% соответственно. Больше всего из продовольствия подорожали растительные масла и сахар. Цены на масла выросли на рекордные 65,8% за год, на сахар — на 37,5%, что стало максимумом с 2016 года. Молочная продукция подорожала на 16,9%, мясная — на 12,7%. Наибольший прирост показала баранина, говядина и курятина.
Отмечается, что цены на сыр незначительно снизились из-за увеличения его производства в странах Западной Европы. Единственной культурой, стоимость которой снизилась в прошлом году, стал рис — минус 4%.
Эксперты ФАО отмечают, что с учетом «высоких издержек, продолжающейся пандемии и неясных климатических условий» рынок вряд ли стабилизируется и в 2022 году.
В свою очередь масса жителей Волгоградской области уже не первый год недовольны, как продуктами, так и ценами на них. Многие отмечают, что чиновники только говорят о благоприятной обстановке в регионе, а на самом деле люди считают последние копейки, чтобы приобрести зачастую совсем некачественные продукты, в том числе фрукты и овощи, которые выращиваются на родной земле. Кроме того, в регионе выросла цена и на хлебобулочную продукцию. Люди пребывают в шоке от того, насколько выросли цены даже на самый дешевый хлеб. К слову, средняя стоимость хлеба в магазине сейчас варьируется от 35 до 55 рублей и для многих такие цены являются чересчур высокими, поскольку многие волгоградцы выживают в месяц на 20-25 тысяч рублей, а для пенсионеров такие цены на продукты, в том числе и на хлеб, вообще являются заоблачными и им приходится ограничивать себя еще больше, чем ранее.
Ангелина Коробко