Авиакатастрофа произошла ночью в условиях тумана при выполнении экипажем взлета, в результате столкновения самолета со снегоочистителем судно совершило несанкционированный выезд и остановку на ВПП. В аварии самолета «Фалькон» погиб глава компании Total Кристоф де Маржери.
Комиссия Межгосударственного авиационного комитета спустя два года выявила целый ряд факторов, из-за которых случилась трагедия.
Среди них числится отсутствие должного контроля со стороны руководителя смены аэродромной службы за проведением работ на летном поле, в его организме обнаружили алкоголь, отсутствие доклада службе УВД и запроса водителя снегоочистителя при потере контакта со снегоочистителем.
Это и привело к несанкционированному выезду и остановке на рабочей ВПП. Он же не принял меры по установлению связи с руководителем смены аэродромной службы или специалистами службы УВД при потере ориентировки.
Среди основных факторов, приведших к катастрофе, комитетом также называется «неэффективная организация работы с подсистемой обзора и контроля летного поля A3000 A-SMGCS во Внуковском ЦОВД». Уже эта халатность привела к управлению воздушным движением специалистов, недостаточно подготовленных к работе с данной системой.
Помимо, к катастрофе могло привести подключение второго входа монитора подсистемы обзора и контроля летного поля A3000 на рабочем месте РПА для отображения метеоинформации, а это не предусмотрено руководством по эксплуатации подсистемы.
Напомним, в ночь на 21 октября 2014 года в московском аэропорту «Внуково» самолет Falcon, вылетавший в Париж, на взлете при разбеге столкнулся со снегоуборочной машиной, оказавшейся на взлетно-посадочной полосе и загорелся. Тогда в результате авиакатастрофы погибли трое членов экипажа и единственный пассажир – президент французской нефтегазовой компании Total Кристоф де Маржери.
На 9 утра 21 октября 2014 года на сайте Следственного комитета РФ появилось сообщение с подписью В. И. Маркина о том, что водитель снегоуборочной машины находился в состоянии алкогольного опьянения.
Через неделю 29 октября пяти сотрудникам аэропорта, в том числе диспетчеру-стажеру Светлане Кривсун было предъявлено обвинение в совершении преступления по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц».
Соответственно, обвинение предъявили водителю снегоуборочной машины Владимиру Мартыненко, ведущему инженеру аэродромной службы «Внуково» Владимиру Леденеву (он руководил снегоуборочными работами), руководителю полетов аэропорта Роману Дунаеву и диспетчеру Александру Круглову, руководившим воздушным движением в момент авиакатастрофы. Подозреваемых арестовали, а Кривсун и Дунаева отправили под домашний арест. Позже Кривсун потеряла ребенка. 21 сентября 2015 года в связи с истечением срока содержания под стражей все обвиняемые были освобождены из-под ареста. В январе 2016 года обвинения с Кривсун сняли.
Уже в ночь с 25 на 26 февраля 2015 года появились предварительные выводы технической комиссии о причинах катастрофы: и ведущий инженер аэродромной службы «Внуково» Владимир Леденев, и водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко были пьяны, в результате чего Мартыненко, который, кстати, является уроженцем Волгоградской области, заблудился на лётном поле, а Леденев не предпринял попыток найти снегоуборщика.
В настоящее время фигуранты дела - водитель снегоуборочной машины и руководитель смены отдела эксплуатации аэропорта «Внуково» признали свою вину.
Отметим, что по итогам проведенного анализа авиакатастрофы и анализа существующего законодательства в сфере безопасности воздушного движения были приняты решения введении обязательного послесменного медицинского осмотра работников наземных авиаслужб.
Также подчеркнем, что 21 февраля 2015 года сотрудники аэропорта Волгограда провели митинг в рамках общероссийской кампании, организованной Федеральным профсоюзом авиационных диспетчеров (ФПАД) России при поддержке Конфедерации труда России.
Они требовали от следственных органов более тщательного расследования этого дела, так как в подобной ситуации, по их словам, может оказаться любой сотрудник авиадиспетчерской службы. Тогда в акции в Волгограде приняли участие около 20 человек. Подобные мероприятия состоялись в Москве, Ростове-на-Дону и Санкт-Петербурге, и других городах. Полагалось, что настоящие виновники трагедии могут уйти от ответственности, спрятавшись за свое должностное положение и связи, а диспетчеры будут назначены «стрелочниками».
ФОТО: Globallookpress
Анна Фомиченко