На этот вопрос Андрей Руссов, курировавший в администрации города-героя внутреннюю политику, связи с политическими партиями, общественными объединениями и вышестоящими структурами власти, ответил в обширном интервью Псковской Ленте Новостей. По словам нынешнего куратора управления внутренней политики и комитета по вопросам местного самоуправления администрации Псковской области, эксперимент с введением системы «глава муниципального образования – сити-менеджер» имеет право на существование, однако «утверждать, что это была стопроцентно удачная инициатива, нельзя».
В качестве конкретного примера Андрей Русов привел историю, которая произошла в Волгограде и стала, по его словам, одной из причин его переезда в Псков. «Система управления городским хозяйством Волгограда за год была развалена абсолютно. Это стало результатом эксперимента по удалению законно избранного мэра и попытки введения института сити-менеджера», - поделился своим мнением с журналистами Андрей Русов.
По его словам, последствия изменения модели управления городом были плачевными: «сити-менеджера в течение года утвердить так и не удалось, городом управлял временно исполняющий полномочия, произошел развал и банкротство многих обеспечивающих жизнедеятельность города, кредиторская задолженность муниципального образования выросла в 2 раза, жизненный уровень упал, в снежную зиму город фактически не убирался. «Все это происходило у меня на глазах. Я не смог дальше работать в этой системе и принял предложение Андрея Турчака переехать в Псков», - рассказал Андрей Русов.
Эксперимент с введением модели «глава муниципального образования – сити-менеджер», по его мнению, имеет право на существование, но ситуации в разных муниципалитетах и эффективность работы этой системы - разные.
«Собственно, откуда возьмутся в большом количестве грамотные управленцы? С Луны сити-менеджеры к нам не полетят. Поэтому когда один руководитель муниципалитета – это и большая ответственность перед избирателями, и на выборы, как правило, люди идут, осознавая тот огромный объем разноплановой работы, который им придется выполнять. Могу по собственному опыту утверждать, поскольку проводил много выборов и в 1990-е и в 2000-е, - цитирует Андрея Руссова лента новостей.
При этом Андрей Русов напомнил, что 131-й закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» никогда не запрещал и всегда предусматривал две формы управления муниципалитетами – с сити-менеджером и прямые выборы: Возможные минусы модели, при которой мэр избирается населением, могут быть нейтрализованы введением «фильтров», - считает опытный политтехнолог.
«В семье не без урода, и может так произойти, что, как выяснится впоследствии, абсолютно несостоятельный человек убедит избирателя за него проголосовать. Но здесь можно выставить и систему партийных фильтров, и проводить партийные праймериз – причем, не только в «Единой России», но и среди кандидатов от других политических сил. Возможно выдвижение на эти должности от партий, чтобы партия, как сформированная политическая сила, несла солидарную ответственность за своего кандидата», - заключил Андрей Русов.